Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд регламентируется при использовании положений земельного законодательства. Данные мероприятия подразумевают, что участок будет использоваться для целей, которые значимы в целом для страны. Для бронирования надела в данном случае потребуется установленный порядок.

Понятие резервирования

Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.

Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.

ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.

В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.

Если рассматривать ограничения, наложенные на правомочия относительно пользования или распоряжения земельными наделами, то к ним можно отнести:
  • запрет на строительство любого помещения, которое отвечает назначению, присущему территории;
  • не допустимо размещать на участке водоемы искусственного типа;
  • ограничения относительно проведения мелиорации.

Также отнесение надела к рассматриваемой группе земель может рассматриваться как отказ властного органа в оформлении правомочия собственности на выбранный надел. Это просьба может исходить как от гражданина, так и от организации.

Основания резерва

Говоря о процессе резервирования, нужно понимать, какие основания используются в данном случае. В положениях статьи 49 земельного законодательства отражены причины и основания, на которых строиться Процедура резерва. Изначально поводом для закрепления участка за государственными органами выступает то, что необходимо приводить в исполнение соглашения международного типа, а также обязательства, которые взяты на себя государственными органами. Также, если кратко, резервирование участков реализуется при сооружении или преобразовании границ наделов или неподалеку от них.

Это касается таких объектов, как системы энергетического типа, которые разработаны федеральными или региональными органами. Также это объекты, отнесенные к атомной энергетике или обеспечению безопасности государства. В последнем случае подразумеваются строения и системы разного рода коммуникаций, а также помещения, которые необходимы для охраны границ страны. Касаться это может и объектов, где развивается транспорт. В частности, региональной или федеральной значимости. На наделе могут проходить ж/д пути или располагаться объекты космического типа. Это могут быть магистрали для автомобилей или системы, посредством которых производится снабжение территории холодной или горячей водой.

Данная схема не ограничивается тем, что отражено в правовых актах. Законодатель указывает на возможность использования в качестве основания для резерва и других направлений применения. Это касается участков, которые находятся в собственности региональных органов или муниципалитетов. В этом случае нужно учитывать территориальное планирование.

ВНИМАНИЕ !!! Нужно отметить, что в отношении наделов, которые отнесены к собственности государственного или муниципального органа, устанавливается, что эти земли не могут быть предоставлены для использования сторонними субъектами. Главное условие – чтобы на этом участке располагались объекты, входящие в транспортную, инженерную или социальную инфраструктуру.

Также к категории резерва отнесены наделы, где расположены сооружения, обеспечивающие безопасность и защиту всего государства. Кроме того, это площади, которые предназначены для расположения на них объектов природного значения и сооружений водного типа. Эти местности подлежат охране со стороны государственных органов.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Процесс резервирования

Рассматриваемая процедура урегулирована при помощи положений, отраженных в постановлении Правительства под №561. В данном акте прописаны вопросы, касающиеся реализации процесса резерва для нужд органов муниципалитета и государства. Этот документ выступает основанием для принятия решений относительно перехода выбранной местности в категорию резерва. Такие решения уполномочен принимать органы, отнесенные к исполнительной ветви властей. Они могут функционировать на уровне федерации, региона или муниципального образования. На это влияет то, где расположен объект, подлежащий включению в резерв.

Основанием для принятия постановления становятся сведения, которые включены в государственный кадастр недвижимого имущества. Не допускается проведения данной процедуры, когда у конкретного надела отсутствует кадастровая нумерация и паспорт. На начальной стадии уполномоченные органы занимаются рассмотрением проекта, на котором отражено закрепление земельного наделаю.

Основываются должностные лица на специальных актах.

В список документации для утверждения решения относительно перехода участка в резерв, входят:
  • бумаги, которые необходимы для планирования территории, если производится подготовка для расположения объектов природы, подлежащих охране;
  • акты, где освещаются сведения о пределах надела, размещающих на себе определенного рода объекты;
  • заключение, указывающие на то, что допустимо провести на конкретном участке процесс резервирования, что касается изучение земельных недр и использования по рациональным направлениям.

ВНИМАНИЕ !!! Когда перечисленная документация рассмотрена уполномоченным органом, происходит составление бумаг, указывающих на бронирование участков для потребностей, возникших в целом по стране. Также это может касаться интересов отдельно взятого муниципалитета. Данный акт представлен в письменной форме.

В нем отражаются конкретные сведения. В том числе, прописываются цели, для которых реализуется процедура резерва, также указать нужно сроки проведения указанной процедуры. Прописывается название и данные актов, которые выступают основанием для проведения указанной процедуры.

Потребуется отразить список ограничений, которые касаются использования выбранной территории. Необходимо разместить данные о том, где и когда будет проводиться собрание всех граждан, которые заинтересованы в проведении процедуры резерва. Приложить нужно документальное подтверждение того, что все граждане получили уведомления о предстоящем процессе. Перечислены должны быть кадастровые номера наделов, которые в полной или частичной мере находятся в пределах местности, забронированной государственными органами.

Обязательным условием выступает приложение к решению схемы. На ней отражаются земли, которые закреплены за конкретной территорией. Отражаются полные сведения о том, какие наделы подлежат резерву. Затем указанный акт вместе с постановлением относительно резерва подлежит отправке в регистрирующие и кадастровые органы. Это нужно для того, чтобы поставить надел на учет. Если указанное решение не вынесено, то считать процедуру бронирования действительной не получится. На последнем этапе происходит размещение сведений относительно того, что производится резервирование. Это нужно сообщить при использовании СМИ.

Информация подлежит отражению в газетах, которые распространяются по территории, где находится надел.

Сроки резерва

В положениях статьи 70.1 земельного законодательства отражено, что процедура резервирования не может производиться на срок более трех лет. Этот процесс в полной мере касается участков, которые отнесены к собственности властных органов. Цели могут заключаться в том, чтобы воздать зону экономического значения. В этой ситуации сроки сокращаются до пары лет. Здесь дополнительным условием выступает то, чтобы в заявке на резерв было указание, вынесенное высшим органом государства.

ВАЖНО !!! Когда участок отнесен к собственности государства или муниципального образования и в этой местности нет наделов, которые передавались в использование другим лицам – срок резерва может достигать 20 лет. Тогда целью проведения данного процесса становится возведение магистралей для авто, а также ветвей ж/д дорог, метро.

Когда указанный период закончился – в течение месяца гос. органы должны передать сведения об этом в отделение Росреестра. Это нужно для того, чтобы данные были исключены из базы. В остальных ситуациях у государства есть возможность в окончательном виде провести изъятие надела у граждан. Это производится при использовании процесса выкупа.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно