Куда жаловаться на телефонных мошенников?

Телефонные мошенники с каждым годом набирают обороты деятельности, расширяют схемы мошенничества, не гнушаются никакими методами, вплоть до использования давления на психику человека (например, просьба о помощи сыном матери). На данный момент действует несколько направлений обманных операций по телефону – от звонка или смс до взлома банковских счетов и их полного обналичивания.

Законодательное регулирование вопроса

Мошеннические операции в сфере связи относятся к преступным деяниям и влекут за собой уголовное преследование злоумышленников.

Однако не всегда возможно возбудить уголовное дело по факту телефонного обмана, а лишь при наличии следующих обстоятельств:
  1. Строго зафиксированная сумма правонарушителем.
  2. Сообщение или разговор, содержащие побуждение к действиям через рекомендации, угрозы или требования.

Интересен факт российского криминального законодательства, если жертва не выполнила требований злоумышленника, то преступное деяние считается неоконченным, может быть расценено правоохранительными службами как покушение или всего, лишь подготовка к деянию. Чтобы такому нарушителю назначили меру воздействия потребуется доказать крупную сумму ущерба или существование сговора группы индивидов.

Если в результате мошеннических действий человек самостоятельно передал денежные знаки или произошло несанкционированное списание активов со счетов, то такое действие подпадает под следующие статьи:
  • ст. 159 УК РФ, предполагает ответственность в форме тюремного срока до 10 лет или штрафной санкции;
  • ст. 7.27 КоАП РФ, зафиксировала наказание за мелкое хищение (до 1 тыс. рублей) в качестве штрафа, превышающего в пять раз похищенное по объему, обязательный труд и заключение под стражу.

Способы обмана, используемые злоумышленниками

Наиболее популярными методами мошенничества по телефону стали:
  1. Беда с родственником. Присылается сообщение с просьбой пополнить номер телефона на фиксированную сумму (как правило, не меньше 500 руб.) или особо наглые аферисты звонят, путанным голосом стараются донести до потенциальной жертвы нуждаемость в помощи, просят на карту перечислить такие-то средства.

ВНИМАНИЕ !!! Некоторые правонарушители добиваются личной встречи (если планируется раскрутить на крупную сумму), поводом выступает освобождение близкого жертве человека, снятие с него нареканий по криминальным происшествиям.

  1. Информирование о выигрыше, призе, лотереи. Часто в смс находится ссылка на сторонний сайт. При его посещении можно поймать вирус на смартфон и последствия могут быть чреватыми.
  2. Будьте внимательны, мошенники могут запрашивать списание средств взамен на возмездный код активации общеобязательной Услуги от сотового оператора.
  3. Банальная просьба о том, чтобы перезвонили. То есть человек перезванивает, а с его счета в момент разговора списываются все средства.
  4. Рассылка ссылок на сайты. Посетив их можно лишиться денег на телефоне и привязанных к нему банковских картах.
  5. Предлагается загрузить приложение, требующее ввода сведений о банковском счете, паспортных данных. Так происходит кража паролей и персональной информации.

Мошенники очень изобретательны и каждый раз придумывают новые легенды для своих жертв. Так, сейчас действует схема «Звонок из финансового учреждения».

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12
Действует по алгоритму:
  • поступает сообщение с номера банка о согласии или отказе в переводе средств другому индивиду;
  • для отрицания от операции субъекту предлагается отправить код на протяжении 10 минут, иначе средства будут списаны автоматически. Человек не успевает одуматься и попадается на уловку;
  • впоследствии из учреждения перезванивает служащий, рекомендует последовать его советам, чтобы избежать факта обмана по счетам;
  • в результате с карты снимаются финансы, а банк даже и не в курсе такого звонка. Поскольку звонок не отслеживался и был совершен абсолютно с другого номера.

В одной из статей газеты «Комсомольская правда» описывается совсем недавно придуманная мошенническая операция. Так, мошенники звонят на телефон, задают вопрос типа: «Это квартира?» и услышав утвердительный ответ бросают трубку. Это используется для записи голоса абонента с целью распознавания речи (распространенного метода аутентификации человека в банках). Однако, как сообщают сами банковские служащие, что особых последствий запись не возымеет, поскольку система безопасности учреждения направлена на выявление таких схем. Единственно, злоумышленники могут шантажировать доверчивых людей.

Как понять, что общение происходит с мошенником

Не смотря на ловкость аферистов и их изобретательность, бдительный человек вполне может разобраться с кем осуществляется разговор или частная переписка.

Для общения мошенников характерны:
  1. Звонок со скрытого номера или незнакомого.
  2. Требование в скором принятии решения.
  3. Напористый и уверенный голос звонящего.
  4. Невнятные, путанные ответы на вопросы абонента.
  5. Чрезмерная настойчивость, переходящая в угрозы.
  6. Нервный отклик при вопросах субъекта.
  7. Просьба о переводе средств, а также информировании о секретном коде на обороте каждой банковской карты.

Также можно и нужно всегда знакомиться с представленной информацией от правоохранительных органов. На официальном сайте, стенде в отделении полиции публикуются номера и список телефонных мошенников. Часто сведения распространяют сами пострадавшие на своих страницах в соцсетях, форумах.

ВНИМАНИЕ !!! Куда обращаться при выявлении факта мошенничества по телефону. Следует незамедлительно обратиться в полицию, рассказать все, о чем говорили, показать смс. По возможности осуществить запись разговора.

Таким образом, нужно быть очень внимательным и бдительным при общении по телефонной связи или переписке. Многие спрашивают, откуда берут телефон злоумышленники, неужели не действует Закон о персональных данных. Закон то действует, поскольку ни одно из учреждений не вправе разглашать индивидуальную информацию о человеке. Ответ банально прост – наугад. Нарушители набирают номера невпопад. Отсюда и много ошибок с их стороны.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно