Разрешена или запрещена тонировка передних и задних фар

Тонировка фар — распространенный способ мнимого улучшения своего автомобиля, к которому прибегает большое количество автомобилистов. Сама по себе тонировка не представляет какой-либо опасности, но она способна оказывать влияние на работу осветительных приборов.

Каждый водитель обязан строго выполнять требований правил дорожного движения для обеспечения достаточного уровня безопасности на дорогах. Например, в правилах указано на использование конкретного цвета в фарах в автомобиле. Спереди допускается только белый, а сзади исключительно красный. Самостоятельная неправильная тонировка фар может привести к изменению излучаемого света или снижению его яркости, что негативно скажется на безопасности автомобиля. В связи с этим законом были установлены правила по тонировке автомобиля, а также ответственность за их нарушение.

Что такое тонировка и как она производится

Нормативные акты не дают легального определения понятию тонировка. На практике под тонировкой понимается изменение излучаемого света фар с помощью использования наружных средств. Последствия таких изменений не должны выходить за установленные нормы, иначе содеянное будет образовывать состав правонарушения.

На сегодняшний день наиболее распространены следующие способы тонировки фар:
  1. Специальная виниловая пленка
  2. Лаковое покрытие.

Помимо изменения цвета, покрытая фара получает слой дополнительной защиты, который спасает от небольших камней. Произвести тонировку обоими способами не сложно, это получится практически у каждого в гаражных условиях. Можно найти огромное количество материала как покрыть лаком своими руками видео или правильно наклеить пленку.

Основным отличием между лаком и пленкой является возможность дальнейшего ее изменения. Если был нанесен лак, то смыть его уже не получится, а значит и повлиять на характеристики фары в обратную сторону тоже. В этом плане пленка имеет плюс в виде возможности снять ее, переклеить. Кроме того, можно обклеивать не всю фару, а только часть. С другой стороны, пленка отличается большей дороговизной и меньшим сроком службы. Вся тонировка делится на глянцевую и матовую. Большая часть продаваемых материалов создает эффект глянца.

Несмотря на то, что произвести тонировку очень просто даже в гаражных условиях, такие действия могут повлечь неблагоприятные последствия. Если в специальных мастерских специалисты с помощью приборов смогут измерить изменения в пропускной способности, то самостоятельно сделать это практически невозможно.

ВАЖНО !!! Поскольку единственным основанием для возникновения ответственности в связи с неправильной тонировкой фар является нарушение требований по пропускной способности, то самостоятельное затемнение практически всегда будет считаться нарушением.

Какая цена купить пленку и установить в сервисе? Стоимость этих работ крайне невелика, поэтому основным расходом будет непосредственно выбранный материал.

Действующие технические регламенты устанавливают, что не допускается поглощение более 15% излучаемого света. Нарушение этого требования является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Отдельно квалифицируется тонировка, повлекшая изменение цвета фары. Например, из-за клейки красной пленки, свет спереди автомобиля стал красным. Это является отдельным правонарушением и влечет более серьезную ответственность. По этой причине важно выбирать материалы для тонировки, не выходящие за установленные законом цвета света фар.

Сегодня довольно часто можно встретить автомобиль с завода с уже за тонированными фарами. Поскольку такие действия выполняются производителем с соблюдением всех требований, то ответственности для водителя не предусмотрено.

Технический осмотр

Действующее законодательство не устанавливает строгого запрета на тонировку фар. Образует состав нарушения исключительно нарушение требований к порядку и последствия тонировки. Поэтому говорить о прохождении технического осмотра приходится в индивидуальном порядке. Отказать только на основании факта тонировки нельзя, но в то же время неправильно наклеенная пленка будет служить основанием для отказа. Технический регламент предусматривает требования, несоблюдение которых должно служить основанием для отказа в предоставлении талона техосмотра.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12
К таким следует относить:
  • несоблюдение формы осветительных приборов. На практике такое практически не встречается, но возможно при использовании фар, неподходящих к автомобилю;
  • неисправность фар, в связи с техническими проблемами или механическими неисправностями;
  • сильное загрязнение фар, в результате которого излучаемый свет не соответствует нормам. Если источник загрязнения внутри, то может потребоваться снятие фары, если снаружи – достаточно просто протереть;
  • иные нарушения из-за которых излучаемый свет не попадает под установленные стандарты. Именно по этому основанию могут отказать при неправильной тонировке;
  • работа менее 30% светодиодов в фаре.

Требования по затемнению относятся только к передним осветительным приборам. К задним фарам таких требований не предъявляется. Это означает, что сзади должен совпадать только цвет и допускается использование исключительно красной тонировки. Таким образом, при несоблюдении основных требований технический осмотр не получится пройти. В случае, если его прохождение не требуется, то неправильная тонировка будет образовывать состав административного правонарушения. Помимо этого, снижается безопасность автомобиля на дороге и значительно повышается шанс попасть в аварию.

Технический регламент

В законе установлены требования, которые применяются ко всем осветительным приборам автомобиля. Согласно этим требованиям спереди фары могут быть исключительно белого цвета, также, как и фонари заднего хода. Для сигналов остановки разрешено использовать только красный цвет. Поворотники можно использовать с желтым цветом.

При определении цвета учитывается не сама лампа, а результат в виде излучения. Это означает, что, если лампа спереди белого цвета, а нанесенная пленка красного – возникает состав правонарушения. За использование красного цвета в передней части автомобиля предусмотрена серьезная административная ответственность.

Даже при соблюдении цветового режима, стоит помнить о пропускной способности фар. В этом же регламенте установлена норма в 15 процентов и за ее превышение также грозит ответственность.

Ответственность за неправильную тонировку

Законом предусмотрена исключительно административная ответственность, которая значительно варьируется в зависимости от общественной опасности совершенного деяния. Наименьшее наказание предусмотрено за превышение показателей пропускной способности передних фар – в этом случае за тонировку пленкой Штраф 2023 составит всего 500 рублей.

В статье не предусмотрено отдельной части за нарушения в эксплуатации задних фар, поэтому ответственность наступает на общих основаниях и составляет штраф 500 рублей. В действительности за задние фары практически не штрафуют, поскольку выявить и потом доказать факт нарушения крайне сложно.

За фары с красным цветом спереди водителю грозит ограничение в праве управления транспортным средством на период до 12 месяцев. Кроме того, инспектор должен будет изъять устройство или прибор, непосредственно влияющие на излучаемый свет. Если это пленка, то ее можно будет просто отклеить, а в случае с лаком придется отдать всю фару. Изъятие прибора может сказаться на возможности эксплуатации автомобиля. Если нет передних фар, то продолжать движение нельзя, иначе на водителя будет наложен новый штраф. В таком случае придется воспользоваться услугами эвакуатора, которые составят дополнительные расходы.

Обнаружение правонарушений, назначение наказания

На сегодняшний день не существует систем автоматической фиксации, которые могли бы распознать нарушения в использовании фар. Все правонарушения выявляются инспекторами после остановки водителя. Порядок производства и назначения наказания существенно зависит от квалификации произошедшего.

Если водитель совершил незначительное нарушение и ему грозит штраф, то постановление может быть вынесено прямо на месте. В случае, если статья предусматривает лишение прав, дело обязательно рассматривается в судебном порядке.

ВНИМАНИЕ !!! Независимо от способа назначения наказания, законом предусмотрена возможность его обжалования. Обжаловать можно как в административном, так и в судебном порядке. Единственный способ доказать свою невиновность предоставить документальные подтверждения о возможности использования конкретных приборов (если установка велась на заводе), либо результаты независимой экспертизы, которая покажет, что значения пропускной способности находятся в пределах нормы.

Таким образом, Закон не разрешает установку любых световых приборов, а также их модернизацию. В этом вопросе необходимо придерживаться установленных требования, поскольку это не только позволить избежать наказания, но и не повлияет на уровень безопасности автомобиля. Особенно опасно применение красных цветов спереди, поскольку встречные водители могут не успеть сориентироваться в возникшей обстановке, что приведет к аварии. Не стоит экономить на собственной безопасности и самостоятельно занимать установкой тонировки, а при возникновении каких-либо сомнений лучше обратиться к специалистам.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно