Сроки рассмотрения и выплат по ОСАГО

Законом установлены определенные сроки выплаты по ОСАГО, которых должны придерживаться все страховые компании. Нарушение сроков считается серьезным нарушением, которое может привести к наложению крупных штрафов на страховщика. В связи с многочисленными изменениями страхового законодательства в последние годы, мало кто из водителей знает свои законные права, из-за чего пропускают все возможные сроки для обжалования.

Начиная с 2014 в действующее законодательство регулярно вносились многочисленные изменения, которые затронули, в том числе процедуру предоставления компенсации на случай наступления страхового случая. Но даже полная законодательная регламентация не может гарантировать получения компенсации по ОСАГО, поскольку на практике встречаются недобросовестные страховые организации.

Особенности страхования ОСАГО

Страховой полис ОСАГО – один из обязательных документов, который должен иметь каждый водитель. Данное требование установлено федеральным законодательством и за нарушение обязанности предусмотрена юридическая ответственность. Если водитель застраховал свою ответственность на дороге, то в случае ДТП, произошедшего по его вине, всю материальную ответственность понесет страховщик, который компенсирует причиненный вред. Отсутствие полиса означает полную гражданскую ответственность водителя.

ВНИМАНИЕ !!! Полис ОСАГО страхует только ответственность, но не имущество, это означает, что в случае виновного ДТП, водитель будет восстанавливать свой автомобиль самостоятельно. Возмещением причиненного ущерба занимается страховщик виновной стороны, поэтому отсутствие полиса у пострадавшего никак не ограничивает его права на получение компенсации.

Страховой полис ОСАГО покрывает как Имущественный ущерб, так и вред здоровью, который был причинен виновником ДТП. При это максимальные размеры страхового возмещения по ОСАГО 2023 составляют 400 и 500 тысяч рублей соответственно. Все выплаты сверх нормы виновник ДТП производит самостоятельно.

Определить размер причиненного ущерба должна страховая компания, проведя различные экспертизы. На основании полученных заключений принимается решение о предоставлении компенсации, а также о ее размере. В случае несогласия с принятым решением возможно его обжалование в судебном порядке.

Для получения любой страховой выплаты необходимо соблюсти целый перечень установленных в законе требований. На практике даже минимальное нарушение со стороны страхователя ведет к полному отказу в предоставлении компенсации.

Порядок действий при ДТП в 2023 году

Основанием для получения страховой выплаты является наступление страхового случая. Для полиса ОСАГО в законе предусмотрен единственный страховой случай – факт произошедшего ДТП. При этом обязательно должны быть соблюдены требования по оформлению аварии в установленном порядке.

Страховые компании принимают только официальные документы, какими считаются: справка, выданная сотрудниками ГИБДД и европротокол, если оформление происходило в упрощенном порядке. Следует соблюдать общий порядок оформления аварии, поскольку его нарушение влечет признание документов недействительными (например, использование упрощенного порядка в ситуациях, когда это прямо запрещено законом). При отсутствии данных документов доказать факт произошедшей аварии будет невозможно, без чего страховщик имеет законное право отказать в выплате компенсации.

ВАЖНО !!! Сразу после произошедшей аварии необходимо заняться ее оформлением и первоначальной подготовкой документов. В зависимости от ситуации и обстоятельств произошедшего, вызываются сотрудники ГИБДД, либо оформление осуществляется самостоятельно. Если есть желание обратиться в страховую компанию за получением выплаты, не стоит договариваться с виновной стороной, составлять какие-либо расписки или документы. Таким образом можно лишить себя самого страховой компенсации.

Стоит помнить, что отсутствие страховки у виновника означает отсутствие возможности обратиться в страховую компанию. В этом случае возмещать ущерб будет сам водитель в добровольном, либо принудительном порядке.

После того, как ДТП было оформлено и на руках есть все документы, следует действовать максимально быстро, чтобы не пропустить установленные законом сроки для получения компенсации.

Порядок действий при обращении к страховщику

В результате многочисленных изменений законодательства, срок обращения в организацию после произошедшего ДТП был сокращен с 15 до 5 дней. Данные изменения были направлены на снижение количества случаев мошенничества со стороны водителей. Одновременно с этим, добросовестные водители попали в крайне ограниченные сроки, что вынуждает их действовать максимально быстро, поскольку пропуск срока усложняет получение компенсации, либо полностью лишает такой возможности.

ВНИМАНИЕ !!! Отсчет срока начинается со дня, произошедшего ДТП, который должен совпадать со днем официального оформления. Для соблюдения срока достаточно первично обратиться в компанию и предоставить необходимые документы, нарушением считается только полное отсутствие действий со стороны водителя.

Несоблюдение установленных сроков не означает однозначное лишение права получения выплаты, но Процедура в этом случае значительно усложнится. Компания должна принять все документы и начать производство, но при определенных обстоятельствах возможен отказ.

Вместе с заявлением водитель должен приложить свои документы, документы на автомобиль, копию протокола ГИБДД, а также документ, подтверждающий факт произошедшей аварии.

Возможна ситуация, когда в первые 5 дней подается только заявление, а все остальные обязательные документы предоставляются позже. На практике такое встречается довольно часто, поскольку причин для этого может быть много: лечение после аварии, срочные дела, нахождение в другом городе. Данные обстоятельства не являются исключительными (только если водитель объективно не мог обратиться к страховщику), но могут быть учтены в компании. Для положительного рассмотрен заявления следует сообщить в страховую компанию о причинах и попробовать объяснить ситуацию. Если договориться не получилось и был вынесен отказ, придется обжаловать его в судебном порядке.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Если документы отправлялись в электронном виде, компания должна проверить их в течение 3 дней и сообщить об этом отправителю.

Рассмотрение заявления страховой компанией

В 2014 году были внесены поправки, согласно которым срок рассмотрения страховых дел сократился с 30 до 20 дней. При этом не учитываются праздничные и выходные дни. Данный срок исчисляется с момента получения страховщиком всех документов.

В течение этого времени компания должна провести все необходимые экспертизы, провести оценку ущерба и составить свое заключение о возможности предоставления компенсации.

На сегодняшний день возмещение ущерба по ОСАГО происходит путем направления автомобиля на ремонт, либо в виде выплаты денежных средств. За отведенное время страховщик должен выдать направление на ремонт, либо перечислить денежные средства на счет гражданина.

Если после истечения сроков ответ не был получен, следует написать жалобу в организацию с требованием разрешения сложившейся ситуации. Страховщик должен рассмотреть заявление в течение 5 рабочих дней с момента его подачи.

ВНИМАНИЕ !!! За нарушение сроков предоставления компенсации предусмотрена ответственность для страховой компании. В случае положительного рассмотрения заявления, страховщик должен дополнительно выплатить сумму в виде размера по ставке рефинансирования, установленной ЦБ. За задержку в вынесении мотивированного отказа, размер пени сокращается.

По результатам рассмотрения предоставленных документов страховая компания вправе вынести мотивированный отказ с указанием на конкретные причины и основания. При несогласии водителя с принятым решением, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Обжалование отказа в предоставлении страховой компенсации

По статистике страховщики отказывают в какой-либо компенсации примерно в 20% случаев. При этом причины могут быть разными, в том числе и незаконными, которые необходимо обжаловать.

После получения заключения страховой компании следует написать жалобу в саму организацию. В заявлении необходимо описать все обстоятельства произошедшего, свою точку зрения, а также указать предъявляемые требования. Согласно внесенным изменения, досудебное урегулирование спора между гражданином и страховщиком стало обязательным и без этого подать Иск в суд не получится. Направленная жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней с момента ее получения.

При несогласии водителя с полученным ответом, он имеет право на судебное разбирательство. На практике, даже при даче положительного решения, водители часто обращаются в суд. Это связано с занижением итогового размера компенсации, которую готова предоставить страховая компания. В большинстве случаев подобные дела затягиваются надолго и весь процесс может занимать более года.

Судебное разбирательство со страховой компанией

Для значительной части водителей самостоятельное судебное разбирательство с компанией будет очень сложным, поскольку здесь важно знать о всех особенностях данной области законодательства и процесса. Доказать правоту без знаний практически невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью к юристам, которые помогут грамотно составить иск и выступят на всех судебных заседаниях.

Перед началом судебного разбирательства следует оценить его целесообразность. Рекомендуется обращаться в суд, только если размер компенсации значительно ниже реальной стоимости ремонта автомобиля, либо проводимого лечения. Стоит учитывать, что придется тратить собственные деньги на проведение независимых экспертиз, а также на привлечение юристов. В случае удовлетворения иска все расходы будут компенсированы страховщиком, но гарантию его положительного рассмотрения дать никто не сможет.

Для того, чтобы повысить шансы на положительное рассмотрение иска, следует подготовить как можно больше доказательств.

Общий перечень необходимых документов выглядит следующим образом:
  • удостоверение личности;
  • документы, полученные после ДТП (справка об аварии, протокол о правонарушении и другие);
  • заключенный Договор;
  • отказ в предоставлении компенсации, полученные от страховщика;
  • все жалобы, которые подавались во время досудебного разбирательства;
  • результаты проведенных независимых экспертиз, выписки из медицинских учреждений и другие доказательства факта понесенных расходов.

В иске перечисляются все обстоятельства произошедшего, указываются требований, предъявляемые к страховщику. Законом не ограничен максимальный размер компенсации, но следует указывать реальные значения, поскольку суд вправе изменить итоговую сумму.

ВАЖНО !!! Подавать Исковое заявление необходимо по месту регистрации юридического лица (важно учитывать, что адрес фактического расположения может отличаться). Для исков на сумму не более 50 тысяч рублей установлено рассмотрение мировыми судьями. Если сумма больше, следует подавать иск в районный суд.

При этом важно соблюсти общеправовые сроки. Согласно положениям ГК РФ, для дел подобной категории установлен 3 летний срок давности, который начинается исчисляться с момента, когда Гражданин узнал о нарушении своего права. Пропущенные срок может быть восстановлен судом, но только при наличии уважительных обстоятельств.

В случае удовлетворения иска, суд обяжет страховщика выплатить средства в счет компенсации. Также будут возмещены все расходы, понесенные во время судебного разбирательства. Если действиями страховщика был причинен материальный, либо моральный ущерб, он может быть компенсирован по усмотрению суда.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно