Как самостоятельно составить схему ДТП?

Схема ДТП выступает в качестве важного элемента оформления произошедшей аварии. На ней отражаются основные элементы местности, где произошло столкновение, а также расположение самих автомобилей. Без правильно составленной схемы страховщик не сможет установить обстоятельства произошедшей аварии, на основании чего возможен отказ в предоставлении страховой выплаты.

Несмотря на отсутствие строгих требований к оформлению схемы, у многих водителей возникают трудности с этим. В первую очередь это связано с полным непониманием ее предназначения, а также отсутствие минимального опыта.

Оформление ДТП

Правила дорожного движения конкретно определяют порядок действий водителя после произошедшего столкновения.

Водитель обязан:
  • после произошедшего столкновения произвести полную остановку транспортного средства. Сделать это нужно максимально быстро, чтобы сохранить все обстоятельства произошедшего. Нельзя забывать про соблюдение ПДД и осторожность, чтобы избежать нового столкновения;
  • включить сигнал аварийной остановки, выйти из автомобиля, установить специальный знак на достаточное расстояние.
Следующим обязательным этапом станет оформление произошедшего ДТП. Законом предусмотрено 2 варианта оформления:
  • сотрудниками ГИБДД;
  • водителями самостоятельно.

Иногда водители договариваются самостоятельно и отказываются от официального оформления. Такой вариант довольно распространен при небольших авариях, когда не был причинен существенный вред автомобилям, например, столкновение на парковке. Единственное, нужно помнить о необходимости составления минимального соглашения – расписки, чтобы вторая сторона не смогла в дальнейшем предъявить необоснованный Иск.

Официальное оформление обычно занимает гораздо больше времени. Оно может происходить как с привлечением инспекторов, так и самостоятельно. В первом случае о произошедшей аварии сообщается в ГИБДД, на место приезжает сотрудник, который самостоятельно обследует место произошедшего, заполняет документы. Роль самих участников минимальна, они следят за соблюдением порядка, могут собирать доказательства для дальнейшего разбирательства.

ВНИМАНИЕ !!! Самостоятельное оформление проходит без вызова сотрудников ГИБДД. Все документы заполняются водителями самостоятельно. Образец скачать можно на сайте любого страховщика. С собой всегда следует иметь актуальные бланки для европротокола.

Вся Процедура проходит гораздо быстрее, однако законом предъявляются дополнительные требования, поэтому обязательно соблюдение следующих условий:
  • в результате аварии пострадало не более 2 автомобилей и у обоих водителей имеется действующий полис ОСАГО;
  • в ДТП не пострадали люди, вред был причинен только имуществу;
  • между водителями отсутствуют разногласия по поводу произошедшего ДТП, они смогли определить виновную сторону и достигнуть соглашения.

Кроме этого, европротокол составляется только, когда размер причиненного вреда не превышает 100 тысяч рублей. Оценка должна происходить максимально объективно, необъективные данные страховая компания откажется принимать, в результате чего водитель лишится страховой выплаты. Нарушение данных требований влечет недействительность составленного протокола.

ВАЖНО !!! Если не получается достигнуть соглашения, возникают сложности с заполнением документов, либо с определением размера причиненного ущерба, следует вызывать сотрудников ГИБДД.

Независимо от способа оформления, составление схемы ДТП является обязательным шагом. Поэтому информация будет полезна каждому водителю.

Предназначение и содержание схемы

Схема является обязательным элементом оформления любого ДТП, поскольку она используется в дальнейшем разбирательстве.

Можно выделить следующие основные предназначения схемы:
  • фиксирование обстоятельств произошедшего ДТП;
  • использование ее в качестве доказательства.

Схема может быть использована для получения денежной компенсации со страховщика, либо в дальнейшем в суде, если страховая компания отказалась добровольно возмещать ущерб. В составлении правильной и подробной схемы в первую очередь заинтересован сам водитель, поскольку от нее будет во многом зависеть успех в дальнейшем.

Определенных требований к составлению схемы не предъявляется, однако есть некоторые рекомендации.

Правильная схема должна содержать информацию:
  • расположение автомобилей до момента ДТП, направление движения;
  • наличие или отсутствие любых препятствий на проезжей части. Следует отражать иные аварии, ведущиеся ремонтные работы, просто стоящие автомобили;
  • разметка проезжей части, установленные знаки, светофоры, стоящий регулировщик;
  • количество полос, ширина проезжей части, следует учитывать стоящие автомобили, места парковок и другие обстоятельства;
  • сведения об автомобилях (марка, знаки государственной регистрации);
  • место произошедшего столкновения, расположение автомобилей в этот момент;
  • расположение транспортных средств после произошедшей аварии. Здесь следует также указать изменилось ли расположение иных объектов в результате аварии (например, автомобиль отлетел в установленный знак и повредил его).

Схема может содержать и иные подробности, указывать на другие обстоятельства произошедшего. Главное, чтобы она была полной и понятной, это значительно облегчит разбор ДТП в дальнейшем.

Правила составления схемы

Поскольку строгих правил составления схемы нет, водители вправе самостоятельно выбрать способ. Ключевыми требованиями будут: полнота, разборчивость, понятность, однозначность составленной схемы. Схема не должна вызывать сомнений и не может толковаться несколькими способами.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12
Основные правила по составлению:
  • информация отражается корректно, необходимо избегать ошибок и неточностей. Чем больше факторов – тем лучше. Следует указывать все факторы, которые имеют отношение к произошедшей аварии, а также причины ее возникновения;
  • соотнести в реальности и на схеме расположение транспортных средств до столкновения, в момент и после. Можно указать движение, которое происходило уже после столкновения до момента полной остановки;
  • следует указывать все имеющиеся знаки, светофоры, а также нанесенную разметку;
  • составлять схему стоит обычной шариковой ручкой, чтобы избежать помарок в дальнейшем;
  • не рекомендуется допускать ошибок в схеме. Лучше всего ее исправить, поскольку страховщик может отклонить и не принять ее;
  • если схема составлялась на основе готового бланка, следует заполнять все имеющиеся поля.

Схема не должна быть нагруженной, поэтому нет смысла детально отображать лишние объекты, нет необходимости подробно рисовать автомобиль. Схема должна быть лаконичной и подробной.

ВНИМАНИЕ !!! Составить схему можно на любом листке бумаги, однако это может быть сложно для тех, кто делает это впервые. В интернете можно найти много типовых примеров и пустых листов под составление схем. Таким образом под глазами всегда будет подсказка, что поможет не пропустить важные нюансы составления схемы.

Лучше всего скачать бланк заранее, и затем бланк распечатать. Достаточно возить с собой несколько экземпляров. Наличие типового бланка сэкономит много времени и поможет при составлении.

На практике каждый водитель имеет свое представление о произошедшей аварии. Редко, когда мнения водителей совпадают. Схема должна быть одна, поэтому можно поступить следующим образом: каждый участник самостоятельно составляет схему, после чего разрешить противоречия и составить общую схему. К схеме рекомендует прикладывать дополнительные фотографии с места аварии, по которым можно воспроизвести ее на реальную дорожную обстановку.

Как правильно нарисовать схему

Схема составляется на любом листе формата А4, в случае, когда оформляется европротокол, ее можно внести в специальное поле на бланке. Схема содержит свои собственные реквизиты, в результате чего она привязывается к конкретному протоколу. Правильно составленная схема обладает юридической силой и дополнительного заверения не требуется.

Сначала следует отразить место произошедшей аварии. Желательно отразить не только улицу аварии (или иное место), но и некоторые объекты в округе. Можно захватить сразу несколько улиц, особенно, если столкновение было на их пересечении. Для большей подробности рисуются дома, стоянки, ларьки, остановки и иные объекты. При этом крайне желательно соблюдать общий масштаб, однако это не обязательно.

Затем схематично изображаются автомобили, участвующие в аварии. Они обозначаются любыми символами, обычно это латинские буквы. Необходимости рисовать весь поток автомобилей нет, если это не имеет прямого отношения к произошедшей аварии. Например, когда столкновение произошло в большой пробке.

ВНИМАНИЕ !!! Необходимо обозначить направления движения транспортных средств в каждый момент до аварии, в момент столкновения и после него. Для этого используются обычные стрелки. Место столкновения отображается крестом. Внизу обязательно дается расшифровка нанесенных обозначений. Без этого схему будет сложно расшифровать, особенно если использовались нестандартные обозначения.

В документе, к которому прилагается составленная схема указываются следующие сведения:
  • место произошедшей аварии, адрес, либо километр трассы. При отсутствии подобной информации необходимо обозначить место другими способами, например, путем указания на иные значимые объекты. Время указывает именно на момент аварии, желательно с точностью до минуты;
  • сведения о причиненных повреждениях, о владельцах ТС, о самом автомобиле (документы о государственной регистрации, номера);
  • перечисляют все повреждения, которые можно обнаружить прямо на месте аварии. Также указывается на наличие пострадавших людей.

К составленному документу прилагается схема. Участники должны поставить свои подписи в установленных местах, либо на каждом листе, если оформление происходит без бланка.

Распространенные обозначения

Составитель вправе использовать любые символы и элементы для обозначений на схеме. Главное, чтобы была их расшифровка, а все вместе легко читалось и было удобным для восприятия.

Однако на практике обычно применяются общие обозначения, которые используются большинством водителей:
  • автомобиль изображается как прямоугольник, подписанный буквой латинского алфавита;
  • под прямоугольником с буквой делается ссылка, которая указывает более подробные сведения об автомобиле. Его номер государственной регистрации, марку и модель;
  • иные объекты изображаются квадратами, прямоугольниками, кругами и другими элементами. Важно, чтобы их было легко отличать от автомобилей, которые являются самыми главными на схеме;
  • направление движения, также, как и расстояние изображается в качестве прямой линии с подписью. Может использовать стрелка, указывающая в конкретную сторону;
  • желательно соблюдать масштаб, и особое внимание уделять именно автомобилям.
  • Необходимо помнить следующее:
  • остановка и стоянка — это разные вещи, которые нужно различать на схеме. Остановка – это менее 5 минут, а стоянка – это длительное и более 5 минут;
  • для схемы большое значение имеет разграничение обгона и опережения. Обгон всегда связан с выездом на полосу встречного движения, в то время как опережение происходит на другой полосе, но попутного движения.

Водители часто допускают подобные ошибки, в результате чего страховая компания неправильно толкуют изображенную аварию. Для водителя это грозит отказом в предоставлении страховой компенсации.

Иные способы составления схемы

В последнее время стали набирать популярность онлайн формы составления схемы ДТП. Подобные сайты представляют собой конструктор, где пользователь на специальном поле свободно расставляет элементы. В своем функционале такие сайты во многом лучше схемы, составленной от руки, поскольку получается изобразить больше элементов, общее изображение получается понятным, не размазывается. Как и на обычной схеме, внизу имеется таблица со всеми обозначениями.

Естественно, что применить онлайн-сервис создания схем ДТП можно далеко не во всех случаях, поскольку в конце придется распечатать схему. В городских условиях это исправимо, поскольку мест печати очень много, однако если авария произошла за городом, воспользоваться сайтом вряд ли получится. По этой причине способ только набирает популярность и все еще не пользуется большим спросом. Возможно, в будущем законы будут приравнивать онлайн схему, и она будет использоваться именно в таком формате, без распечатывания.

ВАЖНО !!! Таким образом, составление схемы ДТП является важным шагом в оформлении аварии. Без этого составленный документ не будет иметь основного доказательства, вследствие чего страховщик с большой вероятность откажет в предоставлении компенсации.

Составление схемы не является сложным процессом, однако неопытные водители могут допустить большое количество существенных ошибок. Чтобы избежать этого, следует иметь с собой готовый бланк, либо памятку по составлению.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно