Бесплатная юридическая консультация онлайн

Система Платон: какие машины под нее попадают, тариф на 2021 год

Система Платон

Система Платон: как работает, что это такое и какие машины под нее попадают

Работы по ремонту дорожного полотна, особенно на тех дорогах, где массово передвигаются большегрузные автомобили, требуют больших денежных вложений. Именно для покрытия части таких расходов и создавалась Система Платон, т.е. система тарифных сборов с автотранспортных средств. Что это, с каких автомобилей будут взиматься денежные средства, а также величина тарифных сборов будут приведены в данной статье.

Система ПлатонПо какой причине стал вопрос о введении системы «Платон»?

С каждым годом все возрастает поток автомобилей, передвигающихся по дорогам нашего государства. Чем больше автотранспортных средств – тем больший урон наносится покрытию на дорогах. По небезосновательному мнению, особый вред целостности дорожного полотна наносят большегрузные автомобили. Именно их шины более всего истирают дорожное покрытие и именно под их весом образуются колеи, в которые потом попадают легковушки. А учитывая, что фуры часто идут с нарушениями нормы загрузки, то повреждения наносятся еще более серьезные.

Поэтому ремонт на таких шоссе требуется чаще. Бюджетных средств на полное поддержание дорог в нормальном состоянии не хватает, поэтому на региональном уровне происходит взимание транспортного налога. А вот дороги федерального подчинения такого вливания финансов в виде транспортного налога не получают.

ВНИМАНИЕ !!! Ради получения дополнительных денежных средств и создана была по поручению Правительства РФ система сборов «Платон» (название ее было образовано от слов «тонна» и «плата»). За образец были взяты сходные системы, действующие во многих развитых европейских государствах (например, в Австрии, которая первой в Европейском Союзе реализовала подобную идею).

Введение данной системы сборов породило волну акций протестов, среди которых были и крупномасштабные. Но, тем не менее, «Платон» продолжает действовать, так как с ее запуском уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет. В некоторых городах даже установлены щиты с информацией, предоставленной Федеральным дорожным фондом, о том, какие дороги и в каком объеме отремонтированы на поступления от «Платон».

Сайт Википедия указывает, что поступления от работы «Платон» в 2016 году достигли почти 22 миллиардов рублей. С повышением тарифов и все большим включением в систему автомобильных грузоперевозчиков поступления в бюджет, соответственно, возрастают.

Сущность «Платон»

Основным принципом работы данной системы является взимание платы за каждый километр, который проедет большегрузный автомобиль по федеральной трассе. Это возможно с помощью установки на борту фуры или другого авто устройства, подключенного к системе ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS (в зависимости от модели). Бортовое устройство ГЛОНАСС вкупе с введенной в систему полной картой автодорог и базой автомобилей позволяют оперативно отслеживать путь следования большегруза для наиболее точного расчет величины сбора.

У системы есть свой официальный сайт. Указанный интернет-ресурс находится по адресу www.platon.ru. Здесь можно почерпнуть много необходимой информации касательно системы взимания платы, включая последние новости.

Регулирование системы «Платон»

Правовые аспекты существования «Платон» изложены в Постановлении Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 года.  В данном документе изложены основные правила, по которым осуществляется сбор платы за пользование трассами федерального значения, приводятся основные понятия и другие важные вопросы существования данной системы.

Также некоторые вопросы затрагиваются в Федеральном законе № 275-ФЗ от 8 ноября 2007 года и в Распоряжении Правительства № 1662-р от 29 августа 2014 года.

Курируется система Платон Федеральным дорожным агентством (Росавтодором). Полный цикл обслуживания и модернизации, включая сбор денежных средств, выполняется ООО «РТ Инвест Транспортные Системы».

За какие автомобили положено оплачивать пользование федеральными дорогами, а какие освобождены от выплаты сбора?

Любого осуществляющего автомобильные грузовые перевозки и услышавшего о системе «Платон» интересует, какие машины под нее попадают. В категорию плательщиков сбора попадают все владельцы большегрузных авто, у которых максимум разрешенной массы (т.е. груз, водитель и его возможные попутчики вместе с их багажом плюс вес самого грузовика). Также платить будут грузоперевозчики, чье транспортное средство, хоть и имеет разрешенную массу менее 12 тонн, но идет с заведомым превышением норм загрузки. Предназначением вышеуказанного транспорта должны быть именно грузоперевозки.

Кого освобождают от оплаты сбора:

  • транспортные средства, занимающиеся исключительно пассажирскими перевозками. Грузопассажирский транспорт также облагается тарифами;
  • военный и военно-вспомогательный транспорт, относящийся к ведению Министерства обороны РФ;
  • транспорт, оборудованный специальными сигналами (кареты скорой помощи, полицейские автомобили, пожарные машины, а также транспорт аварийных служб коммунального хозяйства).

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Подключение к системе «Платон»

Для внесения автомобиля в базу необходима его регистрация в системе взимания платы.

Тут возможны три способа:
  • когда грузоперевозчик оформляет в Терминалах самообслуживания так называемую маршрутную карту;
  • на портале «Платон»;
  • в Центрах, где осуществляют информационную поддержку пользователей системы.

Для каждого пользователя заводится личный кабинет с неповторимым логином и паролем. Личный кабинет дает пользователю широкие возможности: это и добавление в базу нового автомобиля, редактирование персональных данных владельца транспортного средства, пополнять счет для оплаты сборов, регистрировать новую маршрутную карту, направлять обращения к управляющей «Платон» компании и т.д. Есть и Мобильное приложение «Платон».

Способы возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями федеральным трассам

Вышеуказанное возмещение можно внести двумя способами:
  • в виде авансового платежа;
  • как плату по счетчику согласно пройденному километражу.

При авансовом платеже сначала формируется маршрутная карта, где указывается, по каким трассам будет двигаться транспортное средство, а потом уже вносится оплата всего маршрута.

При оплате согласно пройденному расстоянию не требуется вносить оплату всего маршрута сразу, ее можно производить частями. На персональном счете пользователя должна быть сумма, достаточная для проезда до следующей рамки слежения. Вторым способом чаще пользуются представители малого перевозочного бизнеса.

В обоих случаях перед каждой поездкой транспортное средство заново регистрируется в системе. Но разница между двумя способами состоит не только в размере изначально внесенной на счет сумме. Второй способ позволяет оперативно менять маршрут, не опасаясь наложения штрафа. Но и у авансового метода есть свои плюсы: он позволяет оплатить несколько предстоящих поездок на пару месяцев вперед.

Стоимость проезда 12 тонников за 1 км равняется 1 рублю 90 копейкам.

Как осуществляется контроль передвижения большегрузного автомобиля

Контроль передвижения большегрузного автомобиля осуществляется с помощью бортовых устройств. Грузоперевозчики сразу же задаются вопросом: «Что это такое и сколько стоит установка?» Это техническое средство, использующее одну из двух навигационных технологий: либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС/GPS.

Получение и дальнейшее пользование устройством абсолютно бесплатны для владельца грузового автомобиля. Для его установки на борту требуется регистрация в системе и заключение договора об использовании с управляющей системой компанией, т.е. с упомянутой выше «РТ-ИТС». Для заключения договора и получения навигационного устройства требуется обратиться в Центр, где осуществляется информационная поддержка пользователей.

ВНИМАНИЕ !!! Коротко о том, как работает наблюдение за передвижениями большегрузных авто. Для слежения за маршрутом автомобилей по всем федеральным трассам устанавливаются специальные рамки с электромагнитным полем (на настоящий момент их почти 500 штук). При проезде сквозь такую рамку будет происходить считывание данных о километраже. Такие данные оперативно отправляются системой в расчетный центр, и происходит списание денежных средств с персонального счета грузоперевозчика.

Сервисное обслуживание средства навигационного отслеживания также бесплатно, за исключением тех случаев, когда прибор эксплуатировался с нарушением требований инструкции. Замена вышедшего из строя технического средства тоже является безвозмездной. При прекращении деятельности грузоперевозчика или при иных случаях расторжения договора, бортовое устройство подлежит возврату.

Пределы ответственности за попытки обхода системы

Наиболее частыми примерами попыток обхода системы «Платон» и нарушениями, за который установлена административная ответственность, являются:
  • при отсутствии бортового устройства, осуществляющего отслеживание передвижения;
  • при умышленном отключении вышеуказанного устройства, а также при его поломке без уведомления управляющей организации;
  • в случае, если персональный счет пользователя опустел и нет возможности списать денежные средства, а транспортное средство продолжает следовать по федеральной трассе (при оплате по счетчику. При авансовых платежах транспортное средство может и далее следовать по маршруту с условием оставления его без изменения.
Просто пользователь впоследствии внесет на персональный счет недостающую сумму);
  • при сокрытии изменения маршрута от управляющей организации и т.д.

ВАЖНО !!! Все эти нарушения подпадают под действие статьи 12.21.3, которая устанавливает за это ответственность в размере 5 тысяч рублей за первое правонарушение, и до 10 тысяч рублей – за повторное.

К ответственности по данной статье привлекаются водители транспортных средств иностранных перевозчиков, а также граждане РФ, являющиеся собственниками транспортных средств, с помощью которых совершались данные правонарушения. По данной статье не подлежат ответственности водители автомобилей, принадлежащих российским грузоперевозчикам, если только водитель не является одновременно и собственником авто.



Надежда Тихонова
Бесплатная горячая линия

Поможем решить ваш вопрос

Москва и Московская область,
Санкт-Петербург и область
Вся Россия
Консультации экспертов
Андрей Семенов
Андрей Семенов
Юрист - стаж 7 лет
Рейтинг
Мария Богданова
Мария Богданова
Семейный юрист - стаж 6 лет
Рейтинг
Максим Маслов
Максим Маслов
Юрист - стаж 9 лет
Рейтинг
Вера Данилова
Вера Данилова
Юрист по недвижимости - стаж 10 лет
Рейтинг

Новые статьи

Помощь юриста онлайн

Официальный сайт: jurists-online.ru

Москва и Московская область,

Санкт-Петербург и область

Вся Россия, тел. +7 (800) 350-56-12

Заказать звонок юриста бесплатно

Задать вопрос юристу бесплатно

Образцы документов

Юристы Онлайн

Наша команда предлагает бесплатные юридические консультации по всем отраслям права. Статьи и публикации на сайте представлены от профессиональных и квалифицированных юристов с огромным опытом и стажем работы.

Поддержать проект

Поиск