Все способы оформления ДТП в 2023 году

От дорожно-транспортного происшествия не застрахован ни один водитель, даже с самым большим стажем, ведь на дороге полно новичков, которые могут спровоцировать аварию. И любому водителю просто необходимо знать, как происходит оформление ДТП в 2023 году. В данной статье будут рассмотрен порядок действий во всех возможных вариациях оформления ДТП, а также Процедура обращения в страховую компанию.

Каков порядок действий при оформлении ДТП с участием сотрудников ГИБДД?

До приезда сотрудника следует произвести ряд действий. Выставить охранную сигнализацию, зафиксировать все повреждения, опросить очевидцев, ведь у многих есть видеорегистратор, где и будет запечатлен момент аварии.

Машины передвигать ни в коем случае, даже если они мешают другим участникам дорожного движения. Месторасположение и причиненные повреждения фиксируются с помощью фото или видеосъемки. Должны быть ясно читаемыми номерные знаки.

При ДТП составляются следующие основные документы: протокол осмотра места происшествия и постановление о наложении дисциплинарного взыскания. Также пострадавшему выдается справка о произошедшем с ним дорожно-транспортным происшествием.

Последний шаг – обращение в компанию-страховщик.

Человек, желающий получить страховое возмещение, должен собрать следующие документы:
  • европротокол;
  • полис ОСАГО;
  • правка из ГИБДД о случившейся аварии;
  • удостоверение личности (паспорт, загранпаспорт и т.д.);
  • удостоверение водителя;
  • протокол о ДТП, постановление о наложении административного наказания;
  • если за рулем был не собственник автомобиля, то потребуется предъявление доверенности.

Также требуется заявление о ДТП, куда впишут реквизиты для перечисления страховой выплаты. Несогласный с отчетом эксперта водитель может обратиться в другую экспертную организацию.

ВАЖНО !!! В течение пяти дней водитель должен обратиться в страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и пакетом вышеперечисленных документов. Для оценки ущерба страховщик произведет соответствующую экспертизу. Она будет за счет страховщика.

Заявление и приложенные к нему другие документы страховщик будет рассматривать в течение 20 суток.

Помощь аварийного комиссара в оформлении в оформлении дорожно-транспортного происшествия, ее плюсы и минусы

Даже при незначительной аварии водитель будет пребывать в нервозном состоянии и, возможно, не сможет трезво оценить сложившуюся ситуацию и размер причиненного ущерба. В этом случае помощь со стороны может быть неоценимой.

Сейчас большое распространение получила услуга «аварийный комиссар». Данные специалисты могут выступить консультантами при заполнении того же пресловутого европротокола, а также в других вопросах, связанных с ДТП. Ведь аварийный комиссар не только юридически подкован и знает правила дорожного движения, он также обладает навыками оказания доврачебной медицинской помощи. Еще одним плюсом является то, что эти специалисты владеют основами психологии и могут оказать помощь водителю, находящемуся в стрессовом состоянии.

В крупных страховых организациях есть штатные аварийные комиссары. Кроме того, на рынке действует множество частных фирм, предоставляющих подобные Услуги.

Если аварийный комиссар представляет страховщика, то, по условиям договора, его услуги могут быть заложены в стоимость полиса. В ином случае водителю придется заплатить за вызов специалиста. Поэтому надо внимательно изучить Договор страхования.

Следует также иметь в виду, что тот аварийный комиссар, который работает на страховщика, будет скрытно представлять интересы работодателя.

ВНИМАНИЕ !!! При обращении в стороннюю организацию услуги специалиста по авариям, скорее всего, придется оплатить из своего кармана (стоимость услуги, в основном, варьируется от 2 до 4 тысяч рублей за разовый выезд). Но это является определенной гарантией объективности.

С аварийным комиссаром без ГИБДД можно оформить ДТП при наличии тех же условий, что действуют при заполнении европротокола.

На аваркома возложена масса обязанностей: осмотр места происшествия и его фото и видеофиксация, техническая, консультативная, медицинская и психологическая помощь водителю и его пассажирам, вызов всех необходимых служб (скорой, ГИБДД, эвакуации и т.д.), опрос очевидцев, оформление документов, сотрудничество с сотрудниками ГИБДД и иных служб, оценка причиненных повреждений (предварительная).

Приезжают аварийные комиссары довольно быстро (20-30 минут с момента вызова). На оформление ДТП им, чаще всего, отводится не более 40-50 минут.

По завершении всех действий составляется аварийный сертификат, т.е. отчет о произведенных им действиях. Если водителю позволяют обстоятельства, нужно проследить за написанием этого отчета, особенно в том случае, если его составляет представитель страховщика.

В сертификате отражаются все обстоятельства аварийного происшествия, контактные данные пострадавшего водителя и очевидцев происшествия, наносится схема расположения авто. Подписывается документ не только самим комиссаром, но и водителем. Впоследствии сертификат ДТП отправляется в страховую компанию.

ВАЖНО !!! При оформлении ДТП с аварийным комиссаром процедура схожа с европротоколом. А вот с ГИБДД порядок действий будет иным. Но и здесь комиссар может оказать существенную помощь во взаимодействии с инспектором. Ведь здесь будет составляться протокол о ДТП и виновный в нарушении правил дорожного движения будет наказан.

Заполняем европротокол

После того, как вышеуказанные действия произведены, можно убрать автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не создавать пробку, и приступить к заполнению извещения для страховой компании.

Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии включает в себя две части, заполняющиеся отдельно, но одинаковыми сведениями, и имеющие равнозначную юридическую силу. Обязательная форма протокола утверждена ЦБ РФ в октябре 2017 года.

Европротокол должен быть заполнен «от» и «до». Лишних граф в нем нет, водителям стоит помнить об этом. Заполненными считаются и графы с прочерками в виде латинской буквы «Z».

Несоблюдение данного правила повлечет правомерный отказ от компенсации в страховой компании по ОСАГО. Оспорить данный отказ в суде практически невозможно. Ведь незаполненные графы создают возможность для их последующего заполнения в не слишком законных целях. Правила по заполнению предусматривают внесение записей только лишь ручками обычного синего или фиолетового цвета чернил. Также нельзя заполнять одну часть извещения ручками с чернилами хоть и одного цвета, но разных оттенков.

Почерк должен быть максимально разборчив. Желательно даже заполнять все уведомление о ДТП печатными буквами.

ВАЖНО !!! Помарки и исправления недопустимы. Если же возникла существенная необходимость в корректировке, то исправленная запись заверяется подписями обоих участников аварийного происшествия.

Нижеследующая инструкция будет посвящена заполнению европротокола только участниками ДТП при легкой его форме:

Лицевая сторона (заполняется сразу обоими водителями).

В п.1 указывается наименования субъекта РФ, где произошло ДТП, район этого субъекта, город (село, поселок), улица, дом.

В п.2 фиксируют точное время и дату аварии.

В п.3 определяют количество поврежденных машин – только «2».

В п.4 закрепляют число людей, жизни и здоровью которых причинен вред – «нет».

В п.5 указывают, проходила ли процедура проверки на состояние опьянения – «нет».

П.6 определяет, нанесен ли какой-либо ущерб иным машинам и другим вещам – «нет».

П.7 посвящен данным свидетелей ДТП. Если очевидцев не было или они успешно скрылись, не оставив контактных данных – пишем «нет свидетелей».

В п.8 необходимо указать, участвовал ли сотрудник ГИБДД в оформлении аварийного происшествия – «нет».

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Для пунктов с 9 по 17 предусмотрено две колонки по числу участвовавших в аварии транспортных средств. И заполняются они, соответственно, каждым водителем в отдельности. Здесь указываются марка и модель машины, номер регистрационного свидетельства, госномер, VIN, персональные данные водителей-участников аварии (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, контактный телефон), компания-страховщик, номер полиса, до какой даты действителен, авто в собственности или по доверенности.

В п. 13 для каждого авто выделяется стрелкой место, в которое пришелся первый удар врезавшегося транспортного средства. Именно место, а не поврежденную деталь. И, соответственно, из трех представленных схематичных рисунков (грузовик, легковушка, мотоцикл) выбирается свое.

П. 14 расписывается также достаточно подробно, ведь он посвящен полученным автомобилями повреждениям. Повреждения описывают также «сухим» официальным языком, с использованием общепризнанных терминов деформация, разрыв, трещина, вмятина и т.п.

В п. 15 каждая из сторон вносит свои замечания относительно аварийного происшествия, если необходимо дополнить схему и пункт 16. Здесь же водители признают себя виновными или невиновными.

Пункт 16 состоит из перечисления обстоятельств аварии. Каждый из водителей должен выбрать свои («двигался на перекрестке», «поворачивал направо» и т.д.) и отметить их галочками. Ниже, в соответствующей графе, указывают количество выбранных клеток. Каждый водитель выбирает обстоятельства для своего авто.

ВНИМАНИЕ !!! Большого внимание требует прорисовка схемы происшествия в пункте 17. Тут важны все детали: наименования улиц и номера домов, разметка на дороге, положение автомобилей и даже их обломков и осколков стекол и фар (как в момент столкновения, так и в последний момент аварии). Если есть тормозной след, то он тоже должен быть нанесен.

Все, что важно для доказательства виновности или невиновности, должно быть нанесено. Схема должна быть максимально понятной для любого человека. Схема не должна противоречить пункту 16, иначе у страховой компании возникнут вопросы. И страховщик может попытаться уйти от выплат.

Обязательными являются подписи в пункте 18, ведь они удостоверяют правильность заполнения и то, что водители пришли к единому мнению.

Обратите внимание, что, несмотря на указанный в европротоколе срок (в некоторых бланках – 5 суток, а в некоторых и 15), обратиться к страховщику за возмещением возможно в общий трехгодичный период исковой давности.

Обратная сторона (заполняется и подписывается каждым водителем в отдельности). Пунктов здесь меньше, всего семь. Но проблем при заполнении возникает не меньше.

В пункте 1 выбирается, по какому транспортному средству заполняется данная часть извещения. Пометить галочкой или крестиком «А» или «В».

Пункт 2 посвящен описанию ДТП. В отличие от пункта 16 лицевой стороны, здесь никаких обстоятельств выбирать не надо. В этом пункте в свободной форме, но придерживаясь официального стиля, излагают свое видение происшествия каждый из водителей.

ВАЖНО !!! Целесообразно здесь указать точное время и дату аварии, в каком направлении и на какой скорости двигался автомобиль или мотоцикл, в районе какого дома и на какой улицы она произошла, есть ли свидетели, короткое описание маневрирования транспортных средств. Места не слишком много, поэтому пишут кратко и по существу.

Пункт 3 предполагает выбор собственник или иное лицо было за рулем в момент аварии.

В пунктах 4 и 5 при заполнении извещения без участия инспектора ГИБДД всегда ставят прочерк. Ведь условием заполнения европротокола является участие только двух транспортных средств и отсутствие причинения вреда другому имуществу.

В пункте 6 указывается на ходу ли авто или мотоцикл, или они находятся где-то в другом месте.

В пункте 7 указываются другие важные сведения, например о видеофиксации происшествия.

Правильное заполнение извещения является гарантией выплат по ОСАГО.

Плюсы и минусы оформления ДТП по европротоколу в 2023 году

Плюсами являются:
  • быстрота оформления, что выгодно также и для других участников дорожного движения, ведь проезжую часть быстрее освободят;
  • меньше бумажной волокиты.

Но есть и ощутимый минус: организации-страховщики не любят платить в случае оформления ДТП по европротоколу, ведь не всегда его заполняют безошибочно.

До внесения изменений в законодательство, участники аварии, не желая дожидаться приезда полицейских, решали дело без них. То есть виновный возмещал причиненный ущерб в наличной форме и все мирно разъезжались. Естественно, ни про какое возмещение от страховой организации говорить не приходилось.

При каких условиях целесообразен европротокол?

Европротоколом называют уведомление о ДТП, впоследствии предъявляемое организации-страховщику в качестве доказательства наступления страхового случая. Также это сам порядок заполнения этого бланка. Это просторечное название, официальные документы его не используют.

К условиям, при которых допустимо оформление без участия ГИБДД, относятся:
  1. Аварийная ситуация возникла только между двумя автомобилями. Большее количество транспортных средств всегда требует вызова ГИБДД, даже если повреждения каждым автомобилем получены незначительные.
  1. Если автомобиль, участвовавший в ДТП, зарегистрирован в иностранном государстве, а водитель, хоть и не застрахован по ОСАГО, но является держателем «Зеленой карты» (международно признанного страхового полиса).
  2. Не причинен вред жизни и здоровью людей.
  3. Другое имущество, помимо автомобилей, ущерба не понесло.
  4. Стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Стоимостная оценка ущерба менее или равна 50 тысячам рублей. При большей сумме вызывается ГИБДД. В ближайшее время, для Московской и Ленинградской области, включая Москву и Санкт-Петербург, этот порог может быть повышен до 400 000. Но тут непременным условием будет фиксация аварийного происшествия при помощи устройства Глобальной навигационной спутниковой системы и фото и видеосъемка. Помимо этого, страховая компания пострадавшей стороны ДТП теперь «собственноручно» будет требовать возмещение от страховщика виновника аварии. Сроки введения этого повышения еще не обозначены.
  1. Оба водителя являются держателями полиса ОСАГО.

При оформлении ДТП без ГИБДД порядок действий 2023 год таков: всеми возможными способами фиксируем расположение автомобилей при аварии, заполняем бланк приложения к полису ОСАГО, обращаемся в страховую компанию.

При всех видах ДТП обязательные аварийные знак и сигнализация. Это первый шаг.

Второй шаг — фиксация обстоятельств аварийного происшествия. Большое внимание необходимо уделить фотографированию и видеосъемке места ДТП. Фотографии должны быть максимально четкими и содержательными. Т.е. фотографии делятся на две группы: снимки повреждений и фото с панорамой места ДТП, где видно положение авто при аварии. Фотографии и видеосъемка дополняют друг друга, желательно сделать и то, и другое.

Каким образом вести себя при различных видах дорожно-транспортных происшествий?

При любой аварийной ситуации паника – злейший враг водителя и пассажиров. Неумение контролировать свои эмоции может быть чревато увеличение ущерба. Поэтому важно сохранять самообладание даже в самой неприятной ситуации.

ВНИМАНИЕ !!! Нельзя перемещать предметы на месте аварийной ситуации, а также покидать его. Необходимо сфотографировать или зафиксировать на видео место ДТП. Не лишней будет и нарисованная схема расположения машин при аварии. Параллельно вызывают сотрудников ГИБДД (с мобильного телефона – 112).

Устанавливается знак, указывающий на аварийную остановку (расстояние 15 метров от ДТП), и запускается специальная сигнализация автомобиля.

ВАЖНО !!! Если есть свидетели, то надо постараться записать их контактные данные до того, как они попытаются покинуть место происшествия. Контактные данные другого участника ДТП тоже стоит зафиксировать.

Если есть возможность, то автомобили должны стоять в том же положении, что и при аварии, до приезда сотрудника полиции. Если нет такой возможности, то проезжую часть надо освободить.

В том случае, когда есть раненые, то сначала оказывают первую медицинскую помощь и вызывают карету скорой помощи, а уже потом сотрудников ГИББД.

При ДТП со смертельным исходом также сначала вызывается неотложка.

Какими законами и подзаконными актами регулируется безопасное дорожное движение и каковы его изменения?

К сожалению, граждане нашего государства мало знакомы с законодательством, в отличие от тех же европейцев. И это создает проблемы во многих областях жизнедеятельности, в том числе и в таких проблемных, как аварийные случаи на дороге. Даже если дорожно-транспортное происшествие обошлось без жертв и существенных повреждений автомобилей, то все равно оно будет стоить немалого количества затраченных сил и времени.

Перед тем, как рассмотреть все способы оформления ДТП, необходимо обратить пристальное внимание на то, как они регулируются.

Итак, нормативную правовую базу движения на дорогах, безопасности и фиксирование аварийных ситуаций составляют нижеперечисленные законы и подзаконные акты:
  1. Правовые документы, определяющие собственно безопасное движение на дорогах: одноименный федеральный Закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, положения которого были дополнены указом Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года. Данный указ посвящен дополнительным мерам по повышению безопасности на дорогах. Кроме того, этим указом Президент утвердил Положение о ГИБДД.

Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года – это священный текст любого автомобилиста. На основании административного регламента, важнейшие этапы по осуществлению надзора со стороны государства за контролем БДД выполняет МВД России. Этот подзаконный акт был зафиксирован в приказе МВД Российской Федерации от 23.08.2017 N 664.

  1. Правовые документы, посвященные административной от – соответствующий Кодекс (КоАП РФ), а также законы субъектов РФ об административных правонарушениях, дополняющие положения федерального законодательства.
  1. Нормативные правовые акты, посвященные разделу страхования, касающемуся автогражданской ответственности собственников транспортных средств. Важнейшим документом здесь является одноименный федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Его положения конкретизирует Приложение 1 к Положению Центрального Банка РФ, посвященному правилам ОСАГО (№ 413-П от 19 сентября 2014 года). В случае судебного разбирательства в рамках ОСАГО необходимо изучение Пленума Верховного Суда РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Это не весь перечень документов, касающихся ДТП, есть много других. Но перечисленные нормативные правовые акты, так или иначе, затрагивают все аспекты аварийных ситуаций. В случае судебного разбирательства относительно

Отдельно стоит рассказать о тех существенных изменениях, которые произошли в 2023 году. Новая редакция Правил дорожного движения впервые предусматривает случаи оформления аварии без участия сотрудников госинспекции. Это возможно по европротоколу 2023, порядок действий в этом случае будет изложен ниже.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно