Сбил человека не на пешеходном переходе: ответственность

Наезд автомобиля на человека считается одним из самых серьезных нарушений, которое может повлечь не только административную, но и УО. Многих водителей интересует чем обернется наезд на пешехода вне пешеходного перехода наказание.

Правила дорожного движения возлагают на любого водителя повышенную ответственность и обязанность по соблюдению всех предписаний. По этой причине практически во всех случаях в столкновении автомобиля и человека виновным будет признан водитель. Законодательство серьезно разграничивает ответственность по целой совокупности факторов. Иногда столкновение пройдет без последствий и водителя никто не будет наказывать, а иногда предусмотрено реальное лишение свободы. Очень важно разграничивать между собой все обстоятельства, чтобы уметь правильно квалифицировать произошедшее.

Что такое наезд на пешехода

Правила дорожного движения не закрепляют определения наезда, однако ответственность за него предусмотрена.

На практике существует несколько видов ситуаций, которые могут быть признаны наездом:
  • лобовой удар автомобиля и пешехода, в результате которого обычно наступают определенные последствия;
  • небольшое касание дверью, либо боком автомобиля – чаще всего неблагоприятных последствий для пешехода не наступает;
  • наезд колесом на ногу – исход во многом зависит от различных факторов и точно сказать о вреде невозможно;
  • столкновение с грузом автомобиля.

ВНИМАНИЕ !!! Любое из вышеперечисленных действий считается наездом, но это не означает, что за любое из них наступит ответственность. Ответственность, назначенная водителю за наезд на человека будет напрямую зависеть от наступивших последствий.

Стоит отметить, что в любом случае для возникновения факта наезда необходимо движение автомобиля. Если в момент столкновения автомобиль находился на месте (пешеход сам врезался в автомобиль), никакой ответственности водитель нести не будет. На этот факт также не будет влиять работа двигателя.

Ответственность за наезд

Как говорилось ранее, ответственность за столкновение с пешеходом будет напрямую зависеть от наступивших последствий для пешехода. В 2023 году предусмотрена уголовная, административная, а также гражданско-правовая ответственность. Каждая из них имеет свои нюансы, а также особенности наступления, поэтому имеет смысл разобрать их по отдельности.

Административная ответственность

Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.

Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская Экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.

ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Законом различается наказание за нанесение вреда:
  • за легкий вред здоровью пешехода водителю грозит Штраф до 5 тысяч рублей, либо лишение прав до 18 месяцев;
  • ответственность за средний вред здоровью предусматривает штраф до 25 тысяч рублей, либо лишение прав на 24 месяца.

Поскольку Санкция статьи содержит диспозитивные нормы, судья имеет право выбирать наказание в зависимости от конкретной ситуации.

В качестве квалифицирующих и привилегирующих признаков правонарушения могут выступать:
  • совершение иных правонарушений;
  • наличие вины в действия пешехода;
  • действия водителя после совершенного наезда. Оказание помощи пострадавшему абсолютно всегда учитывается судом и может значительно снизить наказание;
  • иные обстоятельства, которые имеют отношение к конкретному происшествию.

Также стоит отметить, что если наезд сопряжен с совершением иных правонарушений, то содеянное будет квалифицировано по совокупности, что повлечет увеличение ответственности. Например, если наезд был вызван проездом на красный свет.

Уголовная ответственность

Этот вид ответственности гораздо более серьезный и предусматривает не только более суровые наказания, но и последствие в виде судимости. Тяжкий вред здоровью, также, как и происшествия со смертельным исходом наказание статья – 264 УК РФ. УО наступает независимо от желания сторон и исходит исключительно со стороны государства.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Статья УК РФ содержит в себе несколько частей, каждая из которых определяет ответственность в том или ином случае. Минимальное условие для квалификации по этой статье – причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда определяется аналогично предыдущему случаю. Обязательно медицинское заключение и иные документы, на которые сможет ориентироваться суд. Тяжкий вред здоровью характеризуется стойкой утратой здоровья, которая не может быть восстановлена в полном объеме до конца жизни.

За причинение тяжкого вреда здоровью виновному грозит лишение свободы на период до 2 лет, а за аналогичное деяние, совершенное в состоянии опьянения до 4 лет. Поскольку опьянение является серьезным квалифицирующим признаком, возможно наступление иной ответственности.

За неосторожную смерть водителю грозит до 5 лет лишения свободы, а при выявлении состояния опьянения – до 7 лет. Наиболее серьезная ответственность наступает за смерть 2 и более лиц, если лицо находилось в состоянии опьянения. В этом случае лишение свободы составит 9 лет.

Уголовный Кодекс предусматривает обширный перечень обстоятельств, которые могут влиять на квалификацию в пользу смягчения наказания:
  • оказание помощи пострадавшему на месте, вызов БСМП, либо самостоятельная транспортировка до больницы;
  • добровольная компенсация всех затрат на лечение и лекарства;
  • выплата денежных средств на время прохождения лечения.

Этот список является открытым, поэтому в зависимости от ситуации влиять могут и иные обстоятельства.

Гражданско-правовая ответственность

Наравне с вышеперечисленными видами ответственности может возникнуть гражданско-правовая. Она крайне редко инициируется следователями, поскольку правом подачи иска наделен сам пострадавший. Гражданская ответственность возможна если был причинен имущественный, либо Моральный вред и на это имеются достаточные доказательства.

ВНИМАНИЕ !!! Пострадавшее лицо имеет право подать Иск в судебном порядке, даже если столкновение закончилось без причинения вреда здоровью. Например, с целью возместить возникший Имущественный ущерб (порванная одежда, разбитый телефон или любые другие обстоятельства). Возмещение происходит на основании судебного решения, а размер определяется по рыночной стоимости имущества.

Гражданская ответственность также возможна при наличии вреда здоровью, либо при причинении смерти человеку. Потерпевший (в случае смерти – близкие родственники) могут требовать компенсации затрат на лечение, разовой выплаты или пожизненного содержания в связи с наступившей инвалидностью. Запросить можно любую сумму, однако конечный размер определяется судом исходя из обстоятельств. В каждом регионе существует своя практика по размеру выплат за причиненный вред. Можно говорить, что за тяжкий вред можно рассчитывать до полумиллиона выплат, а за причинение смерти до миллиона.

Освобождение от ответственности

В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.

На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.

ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.

В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.

В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.

Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно