Как исправить и восстановить КБМ в базе РСА?

Страховые компании поощряют водителей за продолжительную безаварийную езду. Для этого используют классы водителей и специальный коэффициент –КБМ, который постоянно изменяется по результатам года. Иногда происходят сбои, ошибки в работе страховых компаний и история водителя обнуляется, поэтому возникает необходимость восстановить КБМ в базе РСА.

От значения КБМ напрямую зависит итоговая стоимость страхового полиса ОСАГО, поэтому каждый водитель заинтересован в постоянном увеличении скидки.

Что дает КБМ

КБМ – это специальный коэффициент, который постоянно изменяется по результатам прошедшего года. Если водитель не был виновником ДТП за последний период страхований, его коэффициент меняется в лучшую сторону, что означает снижение итоговой цены страхового полиса. За виновные аварии стоимость страхового может увеличиться в несколько раз.

КБМ рассчитывается вместе с классом водителя, поэтому стоимость страхования на одинаковый автомобиль определяется индивидуально для каждого человека и зависит от множества факторов. Поскольку каждый водитель стремится к снижению стоимости ОСАГО, в его интересах добиваться постепенного улучшения коэффициента.

Существуют определенные классы водителей: от М до 13, при этом каждый водитель начинает с 3 ступени. Классы от М до 2 считаются отрицательными и стоимость страхования для них гораздо выше. По итогам года водитель может быть повышен на одну ступень, либо понижен сразу несколько. Каждый класс означает скидку в 5%.

ВАЖНО !!! На формирование коэффициента влияет целый ряд параметров. Точных формул и сведений страховые компании не предоставляют. Посчитать примерный размер платежа можно с помощью специальных интернет сервисов.

Стоит помнить, что все интернет калькуляторы носят ознакомительный характер и не могут гарантировать точности в расчетах. Узнать стоимость полиса можно только обратившись в конкретную страховую организацию.

Причины возникновения расхождений с КБМ

Все особенности расчета коэффициентов и присвоения классов водителей известны только страховым компаниям. Обычным водителям сообщаются только общие положения, влияющие на определенные обстоятельства.

К основным причинам, из-за которой возникают неточности в присвоении КБМ, относят:
  • смена водительского удостоверения, из-за чего реквизиты нового документа еще не были внесены в единую базу. При смене прав страховая компания может посчитать, что водитель получил удостоверение впервые, отчего его класс равен 3;
  • наличие сразу нескольких страховых полисов, оформленных в разных организациях на несколько автомобилей. Из-за разных условий заключений договора у страховщиков, сразу нескольких транспортных средств, возможны различные ошибки, когда данные просто путаются;
  • внесение ошибочных сведений сотрудником страховой компании в единую систему РСА;
  • ликвидация компании, в которой полис оформлялся последний раз, из-за чего какая-либо информация о водителе не успела попасть в единую базу.

Рассмотренные причины являются основными, но весь перечень гораздо больше. В большинстве случаев страховая компания самостоятельно проводит внутреннюю проверку и принимает решение, не сообщая о точных причинах водителю.

Единая база РСА – это общая система всех страховых организаций, в которую они вносят информацию о конкретном водителе. Такой возможностью обладают только организации, посмотреть всю базу, либо внести в нее информацию водитель не может.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

ВНИМАНИЕ !!! Важно отметить, что обжаловать и восстановить можно только незаконное изменение КБМ. Так, коэффициент значительно меняется после ДТП, произошедшего по вине водителя.

Если факт аварии был оформлен в установленном порядке, страховая компания понизит класс водителя и присвоит ему новый коэффициент. Это означает, что следующий страховой полис обойдется несколько дороже. Если водитель не был виновником, а просто попал в аварию, страховая компания не снижает класс водителя и коэффициент КБМ не изменяется.

Порядок действий при восстановлении КБМ

Конкретной инструкции и порядка действий для решения подобной проблемы нет, исходить нужно из обстоятельств произошедшего.

В общем виде план будет следующим:
  • выявление периода, когда впервые возникла ошибка. Если страхование происходило поочередно в нескольких организациях, следует делать запрос во все, чтобы установить нужную;
  • составить запрос в организацию с просьбой предоставления информации об изменения в КБМ за последний год;
  • весь процесс можно ускорить, если у водителя сохранились прошлые страховые полиса, по реквизитам можно будет провести поиск;
  • при получении отказа следует подавать жалобу в РСА. Сделать это можно онлайн, официальный сайт РСА имеет форму обратной связи. Жалоба составляется по имеющимся обстоятельствам, важно, как можно более подробно изложить всю произошедшую ситуацию, рассказать о возникших проблемах и прикрепить доказательства полученного отказа со стороны страховщика;
  • если жалоба была отклонена, единственный вариант для водителя – обращаться за помощью в суд.

ВАЖНО !!! Восстановить свой КБМ можно и при отсутствии старых страховых полисов. Общий алгоритм не изменится, но сам процесс значительно затянется.

Недобросовестные страховые компании могут отказать в рассмотрении заявления, поскольку у водителя отсутствуют прошлые полиса ОСАГО. Подобные действия незаконны и должны быть обжалованы в РСА, а затем в суд.

На практике крупные страховые организации дорожат своей репутацией и будут стараться разобраться в возникшей проблеме. Так, все заявки рассматриваются бесплатно в альфастрахование, СОГАЗ, РЕСО и иных известных компаниях.

Восстановление КБМ после смены прав

Водитель обязан производить замену ВУ раз в 10 лет, в некоторых случаях это происходит раньше. Новый документ имеет иные реквизиты и никак не отсылает к прошлому водительскому удостоверению, по этой причине может возникнуть проблема при расчете коэффициента.

Если во время оформления нового страхового полиса, сотрудник компании не перенес сведения о водителе в базу, ему будет присвоен коэффициент, как начинающему водителю, независимо от реального стажа и истории вождения.

ВНИМАНИЕ !!! Порядок замены остается общим: следует написать жалобу в страховую организацию и ожидать ответа. По его результатам принимаются дальнейшие действия: обжаловать в РСА или обращаться в суд. Практика показывает, что доказать факт нарушения со стороны страховой организации очень сложно, поскольку в большинстве случае предоставить весомые аргументы, что изменение КБМ произошло с нарушениями не получится.

На сегодняшний день удобнее всего общаться со страховыми компаниями онлайн через официальный сайт.

Некоторые водители считают, что после ДТП можно заменить водительское удостоверение, в результате чего сотрется прошлая история и для страховщика стаж пойдет с нуля. Однако это не так, вся информация вносится в базу и при обращении за новым страховым полисом сотрудник увидит историю, и система не даст оформить полис с изменёнными условиями. Ошибки в этом случае происходят редко и являются исключением.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно