Правила и порядок оформления Европротокола при ДТП

Европротокол при ДТП уже давно и прочно вошёл в жизнь российских автомобилистов как один из наиболее безболезненных способов оформления негативных дорожно-транспортных событий, позволяющий избежать долгих мучительных минут ожидания прибытия ГИБДД.

Однако далеко не все автолюбители знают все особенности процедуры, предпочитая по старинке урегулировать возникший инцидент собственными силами или посредством представителей власти. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно на дороге, стоит разобраться с новеллами законодательства, закрепляющими изменения правил оформления европротокола в 2023 году.

Изменённые правила оформления европротокола в 2023 году

По мере развития правоотношений участников дорожного движения законодатель постоянно стремится ввести новые нормы, улучшающие и упрощающие жизнь не только автомобилистам, но и всем жителям населённых пунктов. Ведь последствия ДТП могут быть поистине катастрофическими – известны случаи, когда из-за пустякового происшествия блокировалось движение всего города. Особенную актуальность данная проблема приобретает в мегаполисах.

Какие же новеллы введены в силу в недавнем прошлом?

Прежде всего, с 1 июня 2018 года фиксация ДТП путём регистрации европротокола стала возможной не только тогда, когда среди участников происшествия не выявлено противоречий, но и при инцидентах, в которых водители имеют существенные противоречия по вопросу обстоятельств причинённого вреда, степени и количества нанесённых повреждений транспорту, в части установления виновной личности.

Важным условием реализации такого права является наличие подтверждения обоих участников происшествия с зафиксированными разногласиями – признаком такого подтверждения выступают подписи сторон в протоколе.

Новые правила были претворены в жизнь путём утверждения определённых корректировок в Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, утверждённое главным финансовым регулятором страны – ЦБ РФ.

Минфин России в своих письмах, носящих характер официального толкования закона, разъяснил изменившийся регламент формирования документарной базы о ДТП без привлечения представителей власти.

ВАЖНО !!! В европротоколе, оформляемом по новым правилам, необходимо соблюсти требования, признанные обязательными для европротокола, а также учесть все важные новеллы нормативно правового регулирования, а именно:

Право требования возмещения причинённого вреда

Если лицо, признанное виновным в случившемся, не направит в компанию, осуществившую его страхование по ОСАГО, экземпляр обоюдно признанного и заполненного участниками происшествия извещения о наступлении страхового события в закреплённый законодательно срок, к страховщику перейдёт право требования в объёме выплаченного потерпевшему лицу денежного возмещения.

Лимит

Верхняя граница лимита денежной выплаты, полагающейся пострадавшему субъекту в качестве возмещения нанесённого ущерба его движимому имуществу, при предъявлении документов в рамках европротокола не превышает 100 000,00 рублей. Ранее предельным значением такой страховой суммы признавалась цифра, равная 50 000,00 рублей.

Что характерно, для жителей столичных субъектов – Москвы и Санкт-Петербурга наряду с Московской и Ленинградской областями – сделано исключение: для них лимит составляет 400 000,00 рублей соответственно.

Обстоятельства – основания (условия выплаты) возмещения в рамках лимита

Если между действующими лицами произошедшего события не возникло разногласий по вопросам оформления аварии, чтобы получить страховое возмещение в пределах установленного законодательно лимита (100 000,00 рублей – для всех жителей России и 400 000,00 рублей лимит – для лиц, зарегистрированных на территории столичных регионов), следует зафиксировать все имеющиеся данные о происшествии и передать их в АИС обязательного страхования.

Законодатель пояснил, что данные необходимо фиксировать «с помощью технических средств контроля» и применением специализированных программных продуктов, обеспечивающих фото фиксацию повреждений, полученных автомобилями.

Вновь введённая в действие норма может с лёгкостью ввести в ступор многих водителей. Какие средства использовать, где их взять, как эксплуатировать – вопросов больше, чем ответов… Волноваться не стоит. Под такими «техническими средствами», фиксирующими детали ДТП, Закон имел в виду систему ЭРА-ГЛОНАСС, которой в обязательном порядке оборудованы все автомобили, выпускаемые с 2017 года.

Однако не стоит забывать – подавляющее большинство машин в России по состоянию на текущий момент всё же не оборудованы новомодным девайсом. По данным статистической отчётности, в 2017 году число транспортных средств, использующих программный компонент ЭРА-ГЛОНАСС, не превышало 1,5 миллионов. Более того, в государстве пока не разработано мобильное приложение, позволяющее фиксировать особенности ДТП, которое было бы лицензировано Российским союзом автомобильных страховщиков. Ещё более удручающим фактором является то, что упомянутый союз пока даже не сформулировал технические и функциональные особенности такого приложению.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, если на авто отсутствуют необходимые технические средства, позволяющие фиксировать происшествие, урегулирование аварии путём заполнения протокола представляется реальным исключительно в случае сочетания следующих факторов:
  • взаимное согласие участвующих в ДТП по всем возникающим вопросам;
  • страховое возмещение, не превышающее границ установленного лимита – 100 000,00 рублей.

Где брать бланк европротокола?

Любое ДТП – крайне неприятное событие. Зачастую людей, впервые столкнувшихся с дорожным происшествием, охватывает чувство паники и тревоги. Крайне важно быть подготовленным к таким ситуациям.

Первое, что стоит чётко усвоить – бланк европротокола всегда должен быть под рукой. Унифицированная форма такого бланка утверждена Приказом МВД России № 155.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

ВНИМАНИЕ !!! Бланк извещения об аварии есть в каждом пакете документов ОСАГО, выдаваемом страховщиком при оформлении полиса. Лучше позаботиться о непредвиденных моментах заранее и попросить несколько запасных бланков. Если вы уже израсходовали все имевшиеся у вас извещения, свежие документы всегда найдутся в офисе страхователя.

Сейчас большинство полисов ОСАГО оформляется в электронном виде. В этом случае бланк – 2023 скачать бесплатно можно на официальном сайте организации, застраховавшей ответственность автовладельца.

Актуальные правила оформления европротокола

Прежде всего, стоит помнить о том, что образец заполнения извещения об аварии всегда можно найти на третьем листе бланка самого документа.

Сам бланк извещения о происшествии, утверждённый в унифицированной форме, разделён на две скреплённые между собой части. Отделять их друг от друга не следует – при заполнении верхней страницы документа на нижней автоматически формируется копия документа.

ВНИМАНИЕ !!! По желанию участвующих в аварии водителей каждая сторона может самостоятельно заполнить бланк личными сведениями и информацией о своём автомобиле, либо это делает один водитель. Комфортнее всего заполнять документ синей ручкой на твёрдом покрытии, поскольку все данные нужно вносить чётко и разборчиво.

В первых трёх пунктах извещения необходимо указать основные признаки аварии – время и точные координаты, а также количество повреждённых транспортных средств. Учтите, что по изменённым правилам европротокола таких средств не должно быть больше двух. В четвёртом подпункте бланка следует проставить цифру 0 или знак «прочерк», а в подпунктах 5, 6 и 8 – написать «Нет».

Если ДТП зафиксировано очевидцами, их персональные данные вносятся в подпункт 7.

Следующие 5 подразделов бланка дублируются в двух колонках – с обеих сторон страницы. Они предназначаются для внесения информации о транспорте, его владельцах и реквизитах страховых полисов.

Подпункт 13 бланка играет наиболее существенное значение для всего разбора происшествия: на схематически изображённом автомобиле участники ДТП должны отобразить точное место первого удара, нанесённого во время случившегося. Следующий пункт служит основанием закрепления непосредственно нанесённых повреждений, которое удостоверяется подписями сторон (пп. 15).

В центровой колонке подпункта 16 указываются конкретные обстоятельства произошедшего. Здесь допустимо пометить любым значком ряд клеток – всё зависит от особенностей и сложности манёвра. В конце раздела все участвовавшие в ДТП указывают количественное значение отмеченных клеток.

Завершающие разделы бланка извещения (пп.пп. 17 – 18) – это схематическое изображение ДТП. В них необходимо схематически обрисовать произошедшее событие, с картинкой дороги (желательно прописать на рисунке наименования улиц), дорожных знаков, разметки и, несомненно, транспорта, задействованного в событии.

ВНИМАНИЕ !!! Крайне критично для дальнейшего разбора аварии изобразить авто средства именно в таком положении, какое они имели в реальности в секунду происшествия, а также зафиксировать направление движения стрелками.

После завершения заполнения всех необходимых разделов бланка документ раскрепляют, и оба водителя отвечают на вопросы 7 подпунктов, расположенных на обратной стороне.

Ответственность

Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли оформлять ДТП с помощью европротокола, то отличным мотивирующим аргументом в пользу документа станут меры ответственности, установленной за игнорирование введённого в действие порядка.

ВАЖНО !!! Уже с 2014 года действует положение о том, что при отсутствии извещения о ДТП, предоставленного виновником происшествия, страховая может потребовать регрессное возмещение денежной суммы, перечисленной потерпевшему лицу.

Более того, на нарушение положений законодательства в части оформления европротокола предусмотрена определённая административная ответственность.

Если все приведённые выше аргументы и новшества не склонят вас в сторону нового порядка фиксации инцидентов на дороге, тогда негативных последствий, увы, избежать не удастся.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно