Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП – название вида аварий, при котором действия водителя провоцируют ДТП, но непосредственно его автомобиль участия в столкновении не принимает. Данный термин не имеет официального закрепления, ни один Нормативно-правовой акт не пользуется подобной терминологией. Однако в проектах, находящихся на рассмотрении в ГД содержатся некоторые схожие понятия.

Вопрос бесконтактного ДТП является очень сложным именно с правовой точки зрения. С одной стороны действия водителя стали прямой причиной столкновения автомобилей, а с другой – он в самой аварии участия не принимал. В связи с этим возникают сложности на практике по применению норм в подобных ситуациях.

Бесконтактное ДТП. Что это?

Никакого юридически закрепленного определения не существует, поэтому можно говорить только из того, что понимается на практике. Иногда вместо этого понятия используется «опасное вождение», что означает такие действия водителя на дороге, в результате которых было спровоцировано ДТП. Однако между ними существует разграничение, поскольку опасное вождение далеко не всегда приводит к столкновению между автомобилями.

Таким образом, бесконтактное ДТП – это авария, произошедшая из-за действий другого водителя, который в непосредственном столкновении участия не принимал. Спровоцировать аварию можно различными способами: создание помехи, нарушение правил, неосторожность и любые другие действия. Главное, чтобы при этом автомобиль виновника не получил повреждений.

Один из самых распространённых примеров, когда водитель не обозначает свои действия на дороге. Например, из-за не включённого сигнала поворота остальным водителям пришлось прибегнуть к резкому торможению, что привело к аварии. Водитель, не обозначивший свой манёвр при этом продолжает движение.

Существуют многочисленные споры может ли признаваться падение груза, либо столкновение со стоящим автомобилем в качестве бесконтактного ДТП. Если исходить из правил дорожного движения, то ДТП всегда происходит в ходе движения. Однако судебная практика и прямое урегулирование по данному вопросу практически отсутствует, поэтому дать однозначный ответ невозможно. Здесь придется исходить из конкретной ситуации и обстоятельств произошедшего.

Ключевые особенности такого ДТП

Бесконтактное ДТП влечет последствия аналогичные обычному дорожному происшествию, однако оно обладает следующими особенностями:
  • наличие стороны нарушителя из-за которой произошло столкновение. При этом нарушитель не получает прямого ущерба от ДТП;
  • в связи с отсутствием осознания вины у нарушителя, такие ДТП очень часто покидаются. Наказать за оставление места ДТП будет также сложно, поскольку доказать наличие вины практически невозможно;
  • специальных норм для таких ДТП не предусмотрено, поэтому применяются общие положения, что значительно затрудняет их толкование;
  • данное ДТП является страховым случаем, но доказать все факты произошедшего будет сложно.

Вышеперечисленные особенности являются основными, однако не единственными. В связи с отсутствием полноценного нормативного регулирования на сегодняшний день сложно установить все особенности бесконтактного происшествия.

Оформление ДТП

Независимо от обстоятельств и причин аварии, любое ДТП должно быть оформлено в установленном законом порядке. Данное требование является обязательным для получения страховой выплаты в дальнейшем.

Сегодня существует 2 основных варианта для оформления ДТП: самостоятельно или с сотрудниками ГИБДД. Второй способ наиболее распространен, он дает определенную гарантию, но при этом придется потратить большое количество времени в день аварии, а также в дальнейшем на остальные процедуры оформления.

ВАЖНО !!! Самостоятельное оформление ДТП без инспекторов ГИБДД появилось давно, однако большой популярностью не пользовалось. В последние годы законодатель вносил существенные изменения, которые еще более упростили процедуру и сделали ее доступной для большого количества водителей.

Теперь, чтобы оформить ДТП самостоятельно, достаточно выполнения следующих условий:
  • в результате происшествия не был причинен вред здоровью людей, а равно нет погибших;
  • в результате аварии ущерб был причинен только 2 транспортным средствам;
  • размер причиненного ущерба не превышает 100 тысяч рублей;
  • участники аварии смогли решить вопрос самостоятельно, не имеют противоречий и определили виновного.

Самостоятельное оформление ДТП происходит по европротоколу. Этот документ полностью признает страховыми организациями и по нему можно получить выплату.

Особенности оформления при бесконтактном ДТП

Законом данный вопрос никак не регулируется, поэтому необходимо основываться на общих положениях, а также сложившейся практике. Куда обращаться для оформления, произошедшего ДТП? В большинстве случаев в такой аварии водители вряд ли смогут достичь соглашения и решить вопрос самостоятельно, поэтому придется вызывать сотрудников ГИБДД.

После приезда инспектора на место он начнет устанавливать обстоятельства произошедшего, попробует привлечь как можно больше очевидцев. В таких случаях установить виновность водителя на месте может быть очень сложно, поэтому вполне возможно понадобится Экспертиза в дальнейшем.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Чаще всего задача инспектора в таком случае проверить факты совершения правонарушений, составить протокол, собрать доказательства. Из-за сложности обстоятельств вероятно судебное разбирательство. При наличии достаточных оснований водитель может быть признан виновным в ДТП, на основании чего остальные участники смогут сразу требовать выплат по ОСАГО.

ВНИМАНИЕ !!! Европротокол также может быть составлен, если виновный водитель добровольно согласится на это. Водители самостоятельно заполняют бланк, при этом инспекторы ГИБДД не вызываются на место. Такой способ наиболее удобен при небольших авариях, когда причиненный вред относительно незначительный.

Для оформления ДТП таким способом необходимо выполнить следующие этапы:
  • подготовить достаточное количество доказательств в виде фотографий, либо видеозаписи. В дальнейшем это будет основным условием для предоставления страховой выплаты. Не стоит игнорировать данный пункт. Чем больше фотографий с места аварии, тем лучше для самого водителя. Также необходимо составить примерную схему произошедшего ДТП;
  • после окончания фотографирования, стороны могут передвинуть свои автомобили в другое место, чтобы не мешать иным участникам движения. Необходимо при этом соблюдать правила дорожного движения и осторожность, чтобы не спровоцировать новой аварии;
  • в конце заполняется специальный бланк, куда вносится вся необходимая информация. К бланку прикрепляют иные доказательства и материалы. Обе стороны должны подписать составленный протокол.

Составленный документ может быть использован для получения страховой компенсаций в дальнейшем. Стоит отметить, что оформление евпропротокола может происходить только на специальном бланке, произвольная форма не допускается. С 2018 года были введены новые формы, в связи с чем старые утратили свою силу.

Виновник аварии

Аварий без нарушения правил дорожного движения практически не бывает, поэтому можно говорить, что в любом ДТП есть виновная сторона, которая нарушила конкретное правило дорожного движения. Данный вопрос становится особенно актуальным при бесконтактном ДТП, поскольку от этого будет зависеть последующее решение.

В зависимости от обстоятельств произошедшего, устанавливать вину нарушителя будут суд или сотрудники ГИБДД. Очень часто установить вину в конкретном ДТП сложно, поэтому водителя получается привлечь только за нарушение правила дорожного движения.

Иногда установить причинно-следственную связь между нарушителем ПДД и наступившей аварии бывает крайне сложно. При отсутствии достаточного количества доказательств лицо не может быть признано виновным в аварии и понесет наказание только за нарушение ПДД. Несмотря на то, что статья за ДТП не существует, пострадавшим водителя будет сложно требовать компенсации причиненного вреда.

Верховный суд по данному вопросу не дает каких-либо существенных разъяснений, поскольку подробная нормативная база отсутствует. Необходимо внесение существенных изменений в правила дорожного движения, а также в КоАП. В Государственной Думе уже есть подобные проекты, однако говорить о сроках их одобрения пока что невозможно.

Помимо этого, установление вины нарушителя осложняется по следующим причинам:
  • нарушитель, не осознавая свою вину просто покидает место происшествия и найти его в дальнейшем может быть затруднительно;
  • противоречия в законодательстве из-за которых невозможно однозначно трактовать норму;
  • отсутствие законодательного закрепления терминов бесконтактное ДТП и опасное вождение.

Также стоит отметить, что говорить о произошедшем бесконтактном ДТП можно только при причинении вреда имуществу или здоровью людей. Если водитель в следствие нарушения правил другим участником дорожного движения не допустил столкновения, говорить о ДТП нельзя.

Возмещение причиненного вреда

Основная сложность в возмещение причиненного вреда состоит в необходимость доказать вину нарушителя. Для этого обязательно устанавливается причинно-следственная связь. Как говорилось ранее, сделать это не всегда просто. Однако если получилось установить зависимость между конкретным нарушением и наступившим вредом, возмещение происходит по общим правилам.

В какую страховую обращаться?В любом случае возмещать вред обязана страховая компания виновного лица, поэтому обращаться необходимо именно в нее.

ВАЖНО !!! При невозможности получения компенсации от страховой компании необходимо требовать возмещения в судебном порядке. Для этого потребуется большое количество доказательств. Подобные дела считаются сложными, поскольку по ним отсутствует конкретное правовое регулирование и не выработана судебная практика, поэтому лучше всего в таком случае обратиться к профессиональным юристам.

Страховые компании часто пытаются отказать в подобных компенсациях, ссылаясь на то, что пострадавший причинил вред самостоятельно, не справился с управлением, врезался в объект или по любым другим причинам. Поэтому все опять же сводится к установлению вины нарушителя.

Еще один вариант для возмещения причиненного вреда – самостоятельная договоренность между водителями. Такое происходит нечасто, но иногда виновный водитель готов по собственной воле компенсировать причиненный ущерб. Обычно это заключается в передаче денежных средств сразу на месте аварии, либо в дальнейшем, под расписку.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно