Оформление документов и передача денежных средств является основными процедурами при продаже. Для их фиксации составляются соответствующие договоры и расписка при продаже квартиры.
Составление документа при продаже квартиры обязательно требуется в той ситуации, когда Продавец и покупатель производят оплату за покупаемое или продаваемое жилье наличными деньгами. Речь идет о передаче денег лично от продавца к покупателю, а для того чтобы юридически зафиксировать этот факт происходит оформление расписки.
Понятие
Распиской называется правовой документ, который составляют оба участника договорного правоотношения, для того, чтобы у них существовало подтверждение оплаты за продажу квартиры.
В зависимости от суммы, которая будет внесена покупателем продавцу, выделяют три вида расписки:
- Расписка о внесении всей денежной стоимости;
- Передача (получение) денег до заключения основного договора размер которых, по договорённости, определяют покупатель и продавец;
- Выплата одной из сумм, если стороны согласились на оплату в несколько этапов.
Необходимость составления расписки многими людьми ставиться под сомнение ввиду того, что в договоре уже указана обязанность в передаче денежных средств. Все дело в том, что данный Договор это всего лишь обязательство, которое при его подписании все равно остается открытым. Расписка составляется именно для того, чтобы исполнить это обязательство. Также в документе (акте) о передаче квартиры также указывается обстоятельство о полной передаче денег между покупателем и продавцом.
Назначение
Расписка составляется для удостоверения факта передачи денежной суммы от покупателя к продавцу. Это будет необходимо в том случае, если приобретатель заявит Иск в суд и попытается оспорить сделку и признать ее недействительной. Исследуя нормативные акты (статью 408 ГКРФ) и судебную практику можно сделать однозначный вывод о том, что расписка о получении суммы денег является необходимым и достаточным доказательством для подтверждения факта передачи. При ее наличии у суда не будет оснований для признания сделки недействительной, что для покупателя является огромным преимуществом.
Расписка о передаче денег за квартиру как написать, образец, правила
Для того чтобы составить расписку необходимо присутствие всех сторон сделки.
Официального закрепления расписки в нормативных актах действующего законодательства в РФ не предусмотрено, поэтому расписка имеет свободный характер. Но существуют некоторые рекомендации по ее составлению, соблюдение которых является обязательным. На их основании создаются образец и правила.
Пункты обязательные в расписке:
- Название документа, который составляется. В данном случае в центре пишется слово “Расписка”;
- Дата и место составления документа (может определяться по согласованности сторон);
- Паспортные данные каждого участвующего в деле лица или же их представителей;
- Сумма денег, которая будет передаваться за квартиру. Также необходимо прописью расшифровать эту сумму;
- Вид расписки;
- Подпись лиц, принимавших участие в сделке.
ВАЖНО !!! После составления расписки продавец проверяет переданную ему сумму денег, сверяет ее с той, что написана в расписке и в подтверждение ее правильности ставит роспись. Это необходимо для того, чтобы продавец не смог в дальнейшем оспорить сделку, заявив иск о неполном предоставлении денежных средств. Об этом четко указывается в расписке.
Звони! +7 (800) 350-56-12
Возникает необходимость написать расписку между гражданами и возникает вопрос, как написать? Расписку необходимо составить в двух экземплярах, каждый из которых получает участвующая сторона. Если таких сторон больше, то расписки составляются в соответствии с их количеством.
Расписку в большинстве случаев пишут от руки. Но в этом нет необходимости, юридическое значение между напечатанным и написанным документом одинаково. Важно, чтобы пункты обязательные в расписке (указаны выше) были написаны от руки, а подпись и ее расшифровка тем лицом, которому она принадлежит.
Если одна из сторон захочет изменить расписку, то для этого потребуется наличие другой стороны (согласно статье 310 ГКРФ и Постановлению Пленума ВСРФ №54) и составление дополнительного нормативного акта. Для этого необходимо воспользоваться услугами адвоката, ведь только при правильном его составлении изменения вступят в законную силу.
ВАЖНО !!! Вступление расписки в законную силу происходит после подписания ее всеми участниками. Также существует возможность составления нескольких расписок (если оплата происходит в несколько этапов).
Правила, которые необходимо соблюдать при составлении расписки
- Написание расписки лежит на участника купли-продажи квартиры. Не допускается написание документа другими участниками (например, родственники, риелтор и др.);
- Необходимо указать полный координаты квартиры (город, улица, дом и т.д.), за которую пороются денежные средства, указанные в расписке;
- В расписке необходима отсылка на договор о продаже квартиры, для того чтобы подтвердить его исполнение в части передачи денег;
- Набор всех необходимых реквизитов, речь о которых пойдет ниже (дата, место, ФИО и т.д.);
- Подтверждение расписки путем постановки росписи с расшифровкой (обязательно пишется от руки!).
ВНИМАНИЕ !!! Если в расписке будет нарушен один из данных пунктов, то она потеряет свою юридическую силу и станет непригодной для предоставления в судебном заседании. Для того чтобы дополнительно обезопасить себя можно пригласить на момент составления расписки нескольких свидетелей, которые затем смогут выступить в суде и подтвердить факт составления именной этой расписки, именно данными продавцом и покупателем, а также обстоятельство передачи денежной суммы продавцу.
Такая Процедура не является обязательной, но будет отличным дополнением для расписки. Также возможно заверить расписку нотариально, но в практике данная процедура не распространена и попросту не используется. Это необходимо также для дополнительной гарантии при дальнейшем оспаривании сделки.
Одним из основных моментов в расписке является указание даты и реальный момент передачи денег.
Здесь существует три момента в зависимости, от которых продавец и покупатель могут определиться с датой:
- В большинстве случаев передача денег производится перед тем, как продавец и покупатель обратятся в государственные органы для проведения процедуры регистрации. Данный случай очень удобен для продавца, ведь деньги он получает в полном объеме и сразу же, о чем делается отметка в самом конце расписки об отсутствии претензий.
- Второй способ характеризуется передачей денег уже после обращения в государственные органы и проведения процедуры регистрации. Здесь у продавца появляется возможность воспользоваться гражданским законодательством и применить статью о залоге (статья 334). Его снятие происходит в соответствии с нормами ГКРФ после того, как покупатель передаст полную сумму денег.
- Если оплата проходит в несколько этапов, то оформление происходит в соответствии со вторым пунктом.
Расписка является необходимым документом при продаже и покупке квартиры. Правильное ее оформление и исполнение поможет избежать рисков и потерять денежные средства.