Как написать расписку за продажу квартиры?

Оформление документов и передача денежных средств является основными процедурами при продаже. Для их фиксации составляются соответствующие договоры и расписка при продаже квартиры.

Составление документа при продаже квартиры обязательно требуется в той ситуации, когда Продавец и покупатель производят оплату за покупаемое или продаваемое жилье наличными деньгами. Речь идет о передаче денег лично от продавца к покупателю, а для того чтобы юридически зафиксировать этот факт происходит оформление расписки.

Понятие

Распиской называется правовой документ, который составляют оба участника договорного правоотношения, для того, чтобы у них существовало подтверждение оплаты за продажу квартиры.

В зависимости от суммы, которая будет внесена покупателем продавцу, выделяют три вида расписки:
  • Расписка о внесении всей денежной стоимости;
  • Передача (получение) денег до заключения основного договора размер которых, по договорённости, определяют покупатель и продавец;
  • Выплата одной из сумм, если стороны согласились на оплату в несколько этапов.

Необходимость составления расписки многими людьми ставиться под сомнение ввиду того, что в договоре уже указана обязанность в передаче денежных средств. Все дело в том, что данный Договор это всего лишь обязательство, которое при его подписании все равно остается открытым. Расписка составляется именно для того, чтобы исполнить это обязательство. Также в документе (акте) о передаче квартиры также указывается обстоятельство о полной передаче денег между покупателем и продавцом.

Назначение

Расписка составляется для удостоверения факта передачи денежной суммы от покупателя к продавцу. Это будет необходимо в том случае, если приобретатель заявит Иск в суд и попытается оспорить сделку и признать ее недействительной. Исследуя нормативные акты (статью 408 ГКРФ) и судебную практику можно сделать однозначный вывод о том, что расписка о получении суммы денег является необходимым и достаточным доказательством для подтверждения факта передачи. При ее наличии у суда не будет оснований для признания сделки недействительной, что для покупателя является огромным преимуществом.

Расписка о передаче денег за квартиру как написать, образец, правила

Для того чтобы составить расписку необходимо присутствие всех сторон сделки.

Официального закрепления расписки в нормативных актах действующего законодательства в РФ не предусмотрено, поэтому расписка имеет свободный характер. Но существуют некоторые рекомендации по ее составлению, соблюдение которых является обязательным. На их основании создаются образец и правила.

Пункты обязательные в расписке:
  • Название документа, который составляется. В данном случае в центре пишется слово “Расписка”;
  • Дата и место составления документа (может определяться по согласованности сторон);
  • Паспортные данные каждого участвующего в деле лица или же их представителей;
  • Сумма денег, которая будет передаваться за квартиру. Также необходимо прописью расшифровать эту сумму;
  • Вид расписки;
  • Подпись лиц, принимавших участие в сделке.

ВАЖНО !!! После составления расписки продавец проверяет переданную ему сумму денег, сверяет ее с той, что написана в расписке и в подтверждение ее правильности ставит роспись. Это необходимо для того, чтобы продавец не смог в дальнейшем оспорить сделку, заявив иск о неполном предоставлении денежных средств. Об этом четко указывается в расписке.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Возникает необходимость написать расписку между гражданами и возникает вопрос, как написать? Расписку необходимо составить в двух экземплярах, каждый из которых получает участвующая сторона. Если таких сторон больше, то расписки составляются в соответствии с их количеством.

Расписку в большинстве случаев пишут от руки. Но в этом нет необходимости, юридическое значение между напечатанным и написанным документом одинаково. Важно, чтобы пункты обязательные в расписке (указаны выше) были написаны от руки, а подпись и ее расшифровка тем лицом, которому она принадлежит.

Если одна из сторон захочет изменить расписку, то для этого потребуется наличие другой стороны (согласно статье 310 ГКРФ и Постановлению Пленума ВСРФ №54) и составление дополнительного нормативного акта. Для этого необходимо воспользоваться услугами адвоката, ведь только при правильном его составлении изменения вступят в законную силу.

ВАЖНО !!! Вступление расписки в законную силу происходит после подписания ее всеми участниками. Также существует возможность составления нескольких расписок (если оплата происходит в несколько этапов).

Правила, которые необходимо соблюдать при составлении расписки

  • Написание расписки лежит на участника купли-продажи квартиры. Не допускается написание документа другими участниками (например, родственники, риелтор и др.);
  • Необходимо указать полный координаты квартиры (город, улица, дом и т.д.), за которую пороются денежные средства, указанные в расписке;
  • В расписке необходима отсылка на договор о продаже квартиры, для того чтобы подтвердить его исполнение в части передачи денег;
  • Набор всех необходимых реквизитов, речь о которых пойдет ниже (дата, место, ФИО и т.д.);
  • Подтверждение расписки путем постановки росписи с расшифровкой (обязательно пишется от руки!).

ВНИМАНИЕ !!! Если в расписке будет нарушен один из данных пунктов, то она потеряет свою юридическую силу и станет непригодной для предоставления в судебном заседании. Для того чтобы дополнительно обезопасить себя можно пригласить на момент составления расписки нескольких свидетелей, которые затем смогут выступить в суде и подтвердить факт составления именной этой расписки, именно данными продавцом и покупателем, а также обстоятельство передачи денежной суммы продавцу.

Такая Процедура не является обязательной, но будет отличным дополнением для расписки. Также возможно заверить расписку нотариально, но в практике данная процедура не распространена и попросту не используется. Это необходимо также для дополнительной гарантии при дальнейшем оспаривании сделки.

Одним из основных моментов в расписке является указание даты и реальный момент передачи денег.

Здесь существует три момента в зависимости, от которых продавец и покупатель могут определиться с датой:
  1. В большинстве случаев передача денег производится перед тем, как продавец и покупатель обратятся в государственные органы для проведения процедуры регистрации. Данный случай очень удобен для продавца, ведь деньги он получает в полном объеме и сразу же, о чем делается отметка в самом конце расписки об отсутствии претензий.
  2. Второй способ характеризуется передачей денег уже после обращения в государственные органы и проведения процедуры регистрации. Здесь у продавца появляется возможность воспользоваться гражданским законодательством и применить статью о залоге (статья 334). Его снятие происходит в соответствии с нормами ГКРФ после того, как покупатель передаст полную сумму денег.
  3. Если оплата проходит в несколько этапов, то оформление происходит в соответствии со вторым пунктом.

Расписка является необходимым документом при продаже и покупке квартиры. Правильное ее оформление и исполнение поможет избежать рисков и потерять денежные средства.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно