Оформление квартиры в собственность: новостройка, документы, инструкция

Оформление квартиры в собственность является обязательным шагом, в результате которого одно лицо теряет свои права на определенный объект, а другое – приобретает, пользуется и несет ответственность в дальнейшем.

Переход права собственности юридически происходит после заключения соответствующего договора (мены, дарения, купли-продажи и т.д.). После подписания необходимых документов они должны быть переданы в Росреестр для удостоверения факта перехода и смены владельца.

Процедура регистрации: что это такое?

Регистрация предполагает определенную процедуру, после прохождения которой официально на законодательном уровне подтверждается утрата одним лицом прав на объект и приобретение таких же прав на этот же объект у другого лица (приобретателя).

Пошаговая инструкция процедуры регистрации четко регламентирована Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом №218-ФЗ.

Процедура предполагает собой следующий набор действий:
  • регистрация сделки произойдет только после сбора и подписания всех необходимых документов, подписанных двумя сторонами (Договор, акт приемки передачи);
  • регистрацию производят только уполномоченные на то государственные органы – подразделения Росреестра;
  • регистрационные действия считаются полностью произведенными, а регистрация прошедшей только когда в договоре будет проставлен удостоверяющий штамп с отметкой о внесении соответствующей информации в государственный реестр.

Порядок действий

Регистрация договора – завершающий этап любой сделки, в том числе и с недвижимостью.

До него необходимо пройти еще ряд шагов, каждый из которых по-своему важен:
  1. Участники сделки договариваются о наиболее важных пунктах будущего договора, объеме прав и обязанностей, ответственности и других не менее важных положениях;
  2. Составить текст договора, подходящего под конкретную жизненную ситуацию (дарение, Мена, купля-продажа), где отразить типовые положения и особенности;
  3. Соблюсти все требования закона в отношении конкретного вида сделки. Например, при мене не приватизированного жилья уведомить местный исполнительный орган о будущей сделке и истребовать их разрешение. При отчуждении объекта долевого строительства – получить согласие на продажу от всех дольщиков, причем нотариально заверенное;
  4. Для удостоверения сделки следует обратиться в ближайший многофункциональный центр (далее – МФЦ) либо же в территориальную службу Росреестра;
  5. Получить в Росреестре или в МФЦ документы обратно со всеми необходимыми отметками и выписку из реестра, подтверждающую удостоверение произведенной сделки.

ВНИМАНИЕ !!! Важно отметить, что документация как в Росреестр, так и в МФЦ, через госуслуги нужна одинаковая, но если выбирать второй вариант, то в МФЦ сроки производства удостоверительной надписи на 2 дня больше.

Документация

Законодательством установлен определенный пакет документации, который после сбора предоставляется для регистрации сделки и перехода прав.

Сюда входят следующие бумаги:
  1. Письменное заявление, содержащее просьбу провести регистрацию сделки;
  2. Документы, удостоверяющие личность обеих сторон сделки (чаще всего – гражданские паспорта). Если среди участников сделки имеются несовершеннолетние граждане, то прикладывается свидетельство о рождении, а если интересы кого-либо представляет доверенное лицо – Доверенность, заверенная у нотариуса;
  3. Документы на предмет сделки (объект недвижимости, новостройка инструкция 2023), куда входит свидетельство о регистрации, официальная выписка из реестра, свидетельство, подтверждающие наследственное право и т.д.;
  4. Документ, заключенный между сторонами для прохождения процедуры регистрации, — договор. В исключительных случаях это может быть судебное решение. Также требуется передаточный акт, но если в договоре указано, что он будет составлен в иной срок, то регистрация должна быть проведена без передаточного акта;
  5. Квитанция, подтверждающая тот факт, что госпошлина оплачена;
  6. Если сразу же новый будущий собственник планирует постановку объекта недвижимости на кадастровый учет, то требуется предоставление технического паспорта.

Хочется отметить, что уже второй год подряд, т.е. в 2022 и в 2023 году, размер обязательной госпошлины за сделку с объектом недвижимости, предполагающую переход прав и обязанностей в отношении квартиры, не изменяется и составляет 2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей – для юридических.

Сроки рассмотрения заявления

Согласно Федеральному закону №218-ФЗ сроки рассмотрения документов, поданных для регистрации смены собственника объекта недвижимости, составляют:
  1. 7 дней при обращении в Росреестр;
  2. До 9 дней – если действовать через МФЦ;
  3. При одновременной работе по одному вопросу сразу обеих служб срок будет увеличен на два дня;
  4. В случае ипотечного кредитования срок в обоих случаях станет меньшим на 2 дня.

ВНИМАНИЕ !!! Указанные сроки – это максимум, который установлен законом. При наличии возможности документы должны обрабатываться в кратчайшие сроки. Ускоренная процедура законом не регламентирована. Вся документация обрабатывается согласно очередности подачи документов.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

При подаче документов заявителю выдается квиток, в котором отражается дата, когда следует прийти за готовой документацией. Большинство оформляют Ипотека сбербанк.

После погашения ипотеки или после вступления в Наследство моментом перехода права собственности в новостройке считается дата, указанная в выписке, т.е. когда непосредственно данные о конкретной сделке были помещены в реестр.

Регистрация договора дарения: особенности сделки

По договору дарения Недвижимость, указанная в документе, переходит от дарителя к одаряемому на безвозмездных началах. Договор может заключаться в устной или письменной форме.

Устное закрепление сделки возможно, когда по закону не требуется обязательного письменного выражения своей воли.

Письменная форма является обязательной в следующих ситуациях:
  • дарителем выступает субъект хозяйствования, а сумма подарка в общей сложности превышает по сумме 3 000 рублей;
  • договорные отношения предполагают не сиюминутный переход прав и обременений в отношении объекта собственности сразу же после подписания всего пакета документов, а обещание передачи в будущем с определенной даты или при наступлении определенных событий;
  • для последующей продажи недвижимости.

ВАЖНО !!! Независимо от формы договора его необходимо зарегистрировать. В данном случае регистрации подвергается именно смена владельца, переход прав от одного лица к другому. Сам же договор вступает в силу сразу же после подписания обеими сторонами отношений.

Как только одариваемый, согласно сведениям из ЕГРН, становится полноправным собственником недвижимости оспорить его право можно только в судебном порядке.

Относительно договора дарения установлен срок регистрации перехода права в 10 дней. Срок начинает исчисляться с момента подачи заявления в регистрирующий орган.

К особенностям сделки можно отнести тот факт, что предметом дарения может считаться только приватизированный объект недвижимости.

Также немаловажным является, кто может выступать в роли дарителя. Так, одаривать может только тот человек, который указан в качестве собственника жилья, но ни в коем случае не просто член семьи либо же проживающий в данной квартире, так как только у собственника имеется полный набор прав: пользоваться, владеть и распоряжаться своей собственностью.

Если квартира разделена на доли между несколькими собственниками, то каждый обладатель доли имеет права подарить свою часть иному лицу, но только при соблюдении условия о выделении этой доли из общей собственности. Если же квартира – совместная собственность, то для дарения необходимо наличие всех лиц, участвующих в совместной собственности.

Романов Игорь/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные и земельные дела.

Юристы Онлайн. Бесплатная юридическая консультация круглосуточно